6 дней джазотворения — как прошла «Джазовая провинция» в Воронеже

текст: Наталья Виноградова
опубликовано 18.11.2015

ХХ Международный фестиваль «Джазовая провинция» стал рекордным по длительности за всю его 13-летнюю воронежскую историю.

С 1 по 6 ноября концерты мировых и российских звезд джаза в нашем городе посетили более 3000 ценителей жанра. У тех, кто не смог достать билеты на все выступления или хотел поближе познакомиться с музыкантами, была уникальная возможность соприкоснуться с миром джаза на бесплатных мастер-классах, творческих встречах и открытых репетициях, попасть на которые мог каждый желающий.

Теперь давайте освежим в памяти, как всё это происходило.

День ПЕРВЫЙ: пианистичный

Юбилейную «Джазовую провинцию» в этом году ждали с особым предвкушением, билеты разлетелись ещё за неделю до начала концертов. Фестиваль открылся 1 ноября в книжном клубе «Петровский». Неброско, интеллигентно и очаровательно – выступлением азербайджанского пианиста и композитора Вагифа Садыхова. Вместо запланированного дуэта с московским гитаристом Игорем Золотухиным концерт получился сольным, превратившись по сути в камерную творческую встречу признанного мэтра с поклонниками джаза.

Блестящий представитель советской исполнительской школы, Садыхов начал играть джаз в 12 лет, окончил Азербайджанскую консерваторию по классу фортепиано, а в 60-х годах перебазировался из Баку на российскую джазовую сцену, очень скоро заслужив её признание.

– Музыка меня захватила сразу, как только я себя осознал, – искренне признался музыкант. И на протяжение всего вечера в паузах между исполняемыми композициями беседовал со зрителями о джазе – «любимом деле и счастье всей жизни». Без малейшей доли пафоса, обаятельно и иронично, с тонким чувством юмора.

– Публика – это зеркало музыканта, – убежден Вагиф Садыхов. – Я всегда говорю, что главное не то, какой ты профессионал, насколько пианистичен, как владеешь техникой, приемами и т.д. Главное – чтобы публика могла выйти из своего сегодняшнего дня, из своих забот и раствориться в этой музыке. В Воронеже очень академичный, сдержанный зритель, но от него на сцену идут потрясающие волны тепла, и меня как музыканта это невероятно греет.

Несмотря на то что пианист давно живёт в Москве, родной город был и остается для него трепетно любимым. Это подтверждает музыкальный материал, с которым Садыхов работает и как исполнитель, и как композитор, соединяя в своем творчестве интерес к мейнстримовому джазу и одновременно к аутентичной музыке своей страны. Узнаваемые ориентальные звуковые фактуры в его исполнении органично вплетаются в современную джазовую ткань, плавно струящуюся между лиричностью и экспрессией. И, в отсутствие сопутствующих инструментов, мастерски выписанные фортепианные соло напоминают скорее тонкую вязь ажурного кашемирового палантина, накинутого на хрупкие плечи луноликой красавицы. В таком контексте сыгранная в финале концерта известная народная мелодия «Sari Gelin» в авторской джазовой аранжировке приобретает символическое значение. Дословно её название переводится как «златовласая невеста» или «светлая женщина среди Востока». Удивительно, что все без исключения восточные и кавказские народы считают эту песню «своей». Впрочем, если что-то нравится, мудро заметил Вагиф Садыхов, к чему спорить, чье это, и ставить ярлык «made in» – надо просто носить эту музыку в сердце с любовью. Так и сыграл — с нежностью и теплотой, словно укрыл от осенней прохлады легким пуховым одеялом.

День ВТОРОЙ: молодёжный

Более двухсот поклонников джаза, по подсчетам организаторов, вместил 2 ноября Книжный клуб «Петровский», где состоялся концерт учеников и выпускников джазовой студии Игоря Файнбойма. Сам маэстро и педагог скромно предположил, что послушать выступление начинающих воронежских музыкантов пришли в основном единомышленники – студенты музыкального колледжа имени Ростроповичей и Академии искусств, их друзья и знакомые. Но вообще-то публика собралась довольно разнообразная и разновозрастная. К чести молодых исполнителей надо сказать, им было что предложить зрителю – скучной программу уж точно никто бы не назвал. Известные пьесы Джона Колтрейна, Майлза Дэвиса и других знаменитых авторов – выбранный репертуар говорил сам за себя. И то, что ребята с ним справились, было очевидно: отыграли искренне, эмоционально, добротно и очень убедительно.

Игорь Файнбойм, пианист, композитор, руководитель эстрадно-джазового отделения Воронежского музыкального колледжа им. Ростроповичей:

– Если раньше город был в большей степени «слушающим», то сейчас, к моему удивлению, появляются талантливые юные музыканты, которые уже могут выступать, их можно и нужно показывать.

Собранный для этого концерта состав объединил и бывших, и нынешних воспитанников студии: Илью Алехина, Льва Боголюбова и Олесю Васенко (саксофоны), Любовь Ермолову (вокал), Евгения Мисникова и Максима Перелыгина (барабаны). Самым юным участником коллектива и, без сомнения, многообещающим открытием для воронежского джазового круга стал 11-летний Егор Солодовченко. Его саксофон звучал по-мальчишески задорно, смело, уверенно и уже вполне взросло, по праву и без всякой скидки на нежный возраст своего «хозяина» заслужив тому теплый прием благодарной аудитории «Джазовой провинции».

Ансамбль дополнили и поддержали деликатным аккомпанементом опытный воронежский котрабасист Максим Колесников, и, само собой, лично руководитель студии Игорь Файнбойм. А завершил вечер яркий джем-сейшн, в котором поимпровизировать на одной сцене с учителем и однокашниками вышла вся присутствовавшая в зале «музыкальная» молодежь.

День ТРЕТИЙ: контрастный

На третий день фестиваль переместился в «намоленное», как любят говорить организаторы, здание Воронежской филармонии. К слову, в этом году искушенную филармоническую публику побаловали модным дизайнерским новшеством: все проходившие здесь концерты сопровождались зрелищным видеомэппингом с довольно авангардными визуальными инсталляциями.

Открыл программу прославленный оркестр имени Олега Лундстрема. Старейший в мире непрерывно действующий джазовый биг-бэнд, рожденный в далекой Манчжурии в 1934-м, в прошлом году отметил своё 80-летие и 70-летие своего нынешнего руководителя, народного артиста России, пианиста Бориса Фрумкина. Легендарный оркестр не первый раз выступает в рамках «Джазовой провинции», каждый раз – с аншлагом. Наряду с темами из золотого джазового прошлого бурных аплодисментов удостоилась композиция с лихим названием «Усы папаши», посвященная отцу-основателю оркестра, и совсем свежая вещь – мелодичная и проникновенная баллада для альт-саксофона с оркестром «Конец октября», родившаяся буквально перед началом провинциального тура и ни разу до того со сцены не звучавшая.

Во всем этом благодатном материале было где развернуться и блестящим солистам оркестра, и певице Анне Бутурлиной. Анна обладает великолепной техникой современного мейнстрим-вокала, очень свободного, текучего, чистого и яркого. Одна из лучших современных российских джазовых вокалисток, аранжировщик, актриса и просто красавица – между прочим, именно она озвучила диснеевскую Эльзу из мультфильма «Холодное сердце». Но как раз с холодом эта артистка ассоциируется меньше всего. Когда Анна Бутурлина выходит на сцену, её шарм пленяет с первых же секунд, и бурные волны позитивных эмоций в момент накрывают зал.

После такого эмоционального подъема второе музыкальное отделение позволило немного перевести дыхание и насладиться прохладным ароматным «Apple Tea». Стиль белорусского коллектива с таким названием ведущий концертов «Джазовой провинции» в Воронеже, редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков предложил «осторожно именовать этно-фьюжном». «Яблочный чай» играет оригинальную музыку, которую пишет руководитель группы, бас-гитарист и композитор Игорь Сацевич.

Пожалуй, именно сбалансированное использование элементов практически всех стилей современного джаза обеспечивает творчеству минчан повсеместную популярность и успешный экспорт с пропуском на международные фестивали. Уютный мелодический ряд, крепкий ритм-секционный подклад, непростые хитросплетенные саксофонные диалоги и гитарные риффы (вот здесь «этно» ощущалось особенно живо), роскошно выписанные и зажигательно исполненные клавишные аранжировки, все это помноженное на безусловное импровизационное мастерство каждого отдельно взятого музыканта – вкупе тот самый случай, когда музыковедческие термины не передают всей харАктерности услышанного.

День ЧЕТВЁРТЫЙ: авангардный

– Европейский подход к джазу отличается от родины этой музыки, США, где главенствует канон, – легким экскурсом в джазовую теорию ведущий Кирилл Мошко предварил еще один камерный концерт ХХ «Провинции» все в том же «Петровском». – В Европе, в том числе и в России, быстро осознали, что нам «мешает» именно то, что мы не американцы. Мы выросли в культуре с великой фольклорной традицией, но – своей: мы не считываем «их» культурные коды на том уровне, на каком это происходит у самих американцев. Поэтому европейский джаз развивается своим путём.

Современные пути развития европейской импровизационной музыки в двух сетах концерта продемонстрировали немецкий и российский коллективы. Энергия и энтузиазм и того, и другого оказались заразительными.

Впервые на «Джазовой провинции» и вообще в России – «Johannes Maas Trio», молодой проект из Германии, любопытный своим необычным инструментальным составом.

– Виолончель в джазе инструмент довольно редкий, в большей степени в силу неудобства его транспортировки, – комментирует Кирилл Мошков. – По возможностям же, по гибкости игры он находится между скрипкой и контрабасом, что позволяет играть и убедительные басовые партии, и в то же время богатые развитые импровизационные линии.

Собственно, и хороших неакадемических виолончелистов по пальцам можно перечесть. Файт Штайнманн как раз один из них. Ученик сильнейшего в мире современного джазового виолончелиста из Нидерландов Эрнста Райзегера, по признанию критиков, величие своего учителя оправдывает. Говорят, джаз – это универсальный язык, позволяющий музыканту рассказать со сцены собственную историю. Если так, то история «Johannes Maas Trio», интересная сама по себе благодаря талантливо «сделанным», очень атмосферным произведениям лидера бэнда и гитариста Йоханнеса Мааса, без виолончельной партии Файта Штайнманна была бы куда менее чувственна и драматична.

– Добро пожаловать на границу! Надеюсь, вам тут понравится…

Абсолютным стилистическим контрастом стало выступление воронежского коллектива HAPPY55, хорошо знакомого не только меломанам нашего города, но и завсегдатаям многих российских музыкальных фестивалей. «Музыка пограничных состояний», так обозначил их стиль ведущий, намекая на то, что от всякой стилевой конкретики эта музыка, строго говоря, далека. Уже дважды до этого музыканты выступали на «Джазовой провинции», в разные годы их состав варьировался. На сей раз HAPPY55 предстали перед аудиторией в форме квартета.

Бэндлидера «пограничников» Ярослава Борисова смело можно переводить из категории молодых в ранг мастеров. Он невероятно глубоко и нестандартно мыслит в музыке, чувствует её как мало кто из современных композиторов. Квартет играет его, скажем прямо, не самые простые авторские сочинения, в которых и сам он предстает как эрудированный и оригинальный пианист, и есть где проявить себя техничному и эмоциональному кларнетисту Геннадию Чухлову, и во всю мощь раскрыться напористому и динамичному барабанщику Александру Битюцких. Год назад к звучанию группы добавилась электроника в лице Никиты Бондаренко, который отвечает за «синтетическую ноту и шумовую составляющую». Слушать HAPPY55 вживую – это почти видеть звук, почти осязать, почти трогать его. В их исполнении музыка приобретает совершенно заоблачную энергетику и накал.

День ПЯТЫЙ: многоликий

Перевалив «экватор», праздник джаза развернулся во всю мощь – в Воронеж подтянулся основной десант артистов-передвижников, в предыдущие дни работавших в других городах.

Дуэт Пауля ван Кеменаде и Стевко Буша – яркий образчик самобытного европейского джаза, одновременно отдающего дань академической традиции и открытого новым экспериментам. Музыканты с первых же нот настроили зрителей на спокойную, философски-умозрительную волну, исполнив несколько джазовых интерпретаций на тему русской духовной музыки. Пауль ван Кеменаде – один из опытнейших голландских саксофонистов, обладатель престижных наград на мировой джазовой сцене. Его партнер и давний друг Стевко Буш – не менее титулованный пианист из Германии. В сумме двух незаурядных слагаемых получаем лирический и в то же время напряженный диалог гармоний и фактур, с богатым диапазоном идей и зрелых стилистических приемов.

Ещё один уникальный проект талантливого голландца, «Three horns and a bass», заявленный во втором отделении концерта, волею судеб предстал в несколько усечённом медном составе – компанию бас-гитаре Виро Махиу составили не три, а два духовых инструмента, альт-саксофон ван Кеменаде и флюгельгорн Ангело Верплугена. Тем изящнее и выразительнее было решение участниками коллектива исполнительских задач. В своем сете коллектив сыграл в том числе и несколько произведений с вышедшего в этом году альбома In a certain mood. В целом такая музыка из категории «кое-где придется подумать», безусловно, требует от слушателя не просто развитого вкуса, но и определенной эрудированности, вовлеченности его, хотя бы косвенно, в общую музыкальную парадигму.

«Джаз – это не бизнес, не профессия, это страсть», – с такой простой и потому моментально ставшей крылатой, фразы начал свое выступление Леонид Винцкевич, выдающийся пианист, композитор, продюсер… Да что уж там – мозг, душа и пульсирующее сердце фестиваля, человек, благодаря которому вот уже 20 лет «Джазовая провинция» дарит праздник жителям российских городов.

Его коллектив «JazzArt» – это чуть больше, чем личность одного талантливого и харизматичного человека. Это воплощение музыкальной концепции, собственного взгляда на джаз, на музыку и на жизнь. Концепция эта с лёгкостью умещается в несколько слов: любить людей, не переставать удивляться, двигаться вперед и чувствовать радость от того, что ты делаешь. Состав «JazzArt» – величина непостоянная, даже на одном отдельно взятом концерте в воронежской филармонии этот бэнд, словно калейдоскоп, всё время менял обличия. Сначала – трио. Вместе с Винцкевичем-старшим на сцену вышел его внук, 15-летний Леонид Junior. В прошлом году он впервые отправился в джазовое турне, с губной гармоникой, а сейчас уже демонстрировал первые успехи в игре на гитаре. Аккомпанировал семейному тандему легендарный гитарист Алексей Кузнецов – народный артист России, один из удивительных исполнителей традиционного джаза, опытный педагог, у которого теперь берет уроки и юный Леонид. Трио трансформировалось в квартет с появлением Лембита Саарсалу – эстонского саксофониста, с которым Леонида Винцкевича связывают 30 с лишним лет совместного творческого и дружеского пути. Еще несколько композиций, и вот это уже секстет – умопомрачительный британский контрабасист Стив Кершоу и искрометный Вардан Бабаян на барабанах превращают «JazzArt» в ансамбль настоящих виртуозов, чье владение инструментами и артистическое обаяние попросту разрушает шаблоны.

Казалось бы, куда круче? Но джаз-то – без границ, он про полёт, про здесь и сейчас. Берём за основу вышеописанный джаз-бэнд, добавляем к нему инструментальные тембры (Николай Винцкевич на саксофоне, Сергей Винцкевич на бас-гитаре, Леонид Junior на губной гармошке) и, наконец, голос! Солнечный, искрящийся и волнующий. Бразильский певец и гитарист Сержио Бастос, живущий сейчас в Бельгии и выступающий по всей Европе, считается обладателем одного из красивейших голосов этно-джаза. На юбилейной «Провинции» – как и в прошлый раз, на десятом дне рождения фестиваля – музыкант выступил с нестареющими мировыми шедеврами босановы, и подпевал ему вновь весь зал. В довершение прозвучала трогательная «Bossa for Mom», музыку этой композиции за пару дней до концерта написал Николай Винцкевич, а стихи сам Сержио. Наверняка строки из новой песни многих согрели в этот прохладный ноябрьский вечер: «Первое тепло было не от солнца, а от тебя. И первая любовь была твоя».

Планировалось, что концерт объединит четыре сета, но это же фестиваль импровизаций! В спонтанном порядке зрителям был подарен ещё и роскошный джем-сейшн, который вообще-то, по сложившейся за последние годы традиции, случается лишь в финале «Джазовой провинции». А когда ко всем участникам концерта в джеме присоединились американская вокалистка Рита Эдмонд и израильский саксофонист Роберт Анчиполовский (им предстояло выступать на следующий день), восторгу зрителей не было предела!

– Я тут подумал: а зачем вам завтра приходить, Рита споет для вас уже сегодня, и Роберта послушаете, – шутливо подмигнул залу Леонид Винцкевич.

Это было настоящее буйство страстей: ударные, контрабас и две гитары, рояль в четыре руки, фронтальная линия из четырех саксофонов с флюгельгорном и губной гармошкой, вибрирующий скэт-баттл от Риты Эдмонд и Сержио Бастоса – настоящий водоворот джазовых ритмов и мелодий, вихрь драйва и творческой свободы.

День ШЕСТОЙ: окрыляющий

И вновь спонтанное дополнение к программе. Последний фестивальный вечер открыли Леонид Винцкевич и Лембит Саарсалу. Этот дуэт выступал в каждом из двадцати туров «Джазовой провинции» и просто не мог не выступить сегодня. Творческий тандем двух мэтров джаза, пианиста из Курска и саксофониста из Таллинна, давно стал неким двуглавым орлом, единым организмом, в котором все системы работают идеально слаженно, хоть и по-джазовому несинхронно.

Для «Espen Eriksen Trio» из Норвегии «Джазовая провинция-2015» стала первым турне по России, хотя в мире коллектив известен достаточно давно. В его копилке – несколько музыкальных наград, участие в джазовых фестивалях Европы, обеих Америк, Азии и Австралии, ротация на радиостанциях, в том числе BBC, и даже рекламный ролик Lego (посмотреть его можно по ссылке). Классическое трио по составу: фортепиано, контрабас, ударные – но абсолютно уникальное по сути. В авторских произведениях Эспена Эриксена главную роль играет мелодия, она же определяет и манеру исполнения. При всей текучести и сдержанности фортепианных идей именно они составляют ядро композиции, вокруг которого деликатными, воздушными витками выстраиваются вкрадчивая ритм-секция и потрясающе техничные соло. Ничего лишнего. Скандинавский минимализм в стилистическом совершенстве.

– Трио Эспена Эриксена, безусловно, стало одним из самых ожидаемых коллективов на этом фестивале и, кроме того, моим личным открытием, – поделился впечатлением продюсер «Джазовой провинции» в Воронеже Александр Лукинов, музыкант и джазфэн со стажем. – Их музыка необычна своей кажущейся простотой, но на самом деле так глубока, что в нее ныряешь с головой.

В сентябре 2015-го группа выпустила свою третью пластинку «Never Ending January». Несколько композиций с нее, включая заглавную, норвежцы сыграли в Воронеже. И полностью завладели умами и сердцами зрителей всех возрастов и музыкальных пристрастий.

Джазовая дива Рита Эдмонд в дуэте с саксофонистом Робертом Анчиполовским вышли на сцену в сопровождении неподражаемых Алексея Кузнецова (гитара) и Стива Кершоу (контрабас). Этот межнациональный состав – США-Израиль-Россия-Британия – образовался именно в рамках «Джазовой провинции». Нескольких репетиций, впрочем, оказалось достаточно для того чтобы квартет выступил так, словно играет вместе много лет. Сочный, проникновенный голос певицы влился в инструментальную материю, что называется, как родной. Тут даже репертуар непринципиален: классические стандарты, джазовые аранжировки хитов Boney-M или скэт-соло – а было все это и даже больше.

Последний сет тоже несказанно порадовал ценителей импровизационного вокала. Сергей Манукян – мультиинструменталист, композитор, аранжировщик и один из немногих в нашей стране джазовых певцов – настоящий маг и кудесник. Он обладает редким талантом держать внимание аудитории с первых минут выступления до самых последних аккордов. Такое мастерство действительно пленяет воображение, тем приятнее, когда искушённая публика искренне воздает ему должное.

Под занавес, конечно, все объединились в джем-сейшн, который так и хочется назвать феерическим, а описывать феерию просто бессмысленно. И без того ликующая аудитория была сражена наповал.

Строго говоря, это было еще не все: после завершающих аккордов музыканты отправились в ресторан «Апраксин», где прошла after party фестиваля.

Александр Лукинов, продюсер фестиваля:

– «Джазовая провинция» всегда праздник и для меня, и для всех, кто имеет к ней отношение, и для всех, кто любит джаз. В этом году праздник снова удался! Звучало много интересной музыки самых разных направлений, с самых разных концов земли. Чудо, о котором всегда говорит Леонид Винцкевич, произошло. И, надеюсь, будет происходить дальше.

Леонид Винцкевич, арт-директор фестиваля «Джазовая провинция»:

– Видеть наполненные залы мне как организатору и как музыканту, разумеется, приятно. Но важнее то, что нас в городах ждут. Барышни готовят платья, мужчины завязывают галстуки… Это нормально. Кто-то приходит сюда как на светский раут, и это тоже неплохо. А для кого-то джаз становится частью образа жизни, и для меня это самое главное. Я вижу совершенно новые лица, из нового поколения – это радует, вдохновляет и вселяет оптимизм.

…Когда сказка подходит к концу, всем становится немного грустно. Но ведь юбилей – это только веха. А фестиваль – это стиль жизни. Встретимся через год!

фотографы:

Константин Добровицкий

Алёна Орехова

Андрей Парфёнов

Анна Масленникова

Владимир Прокопенко