Сергей Старостин и Владимир Волков: мы ходим по лезвию ножа

12 апреля в концертном зале воронежской филармонии состоялось долгожданное выступление питерских музыкантов «Волковтрио» и известного фольклориста Сергея Старостина.

Участники трио – контрабасист Владимир Волков, гитарист Святослав Курашов и барабанщик Денис Сладкевич – известны публики своими работами в области импровизационной музыки.

В Воронеже «Волковтрио» выступило с Сергеем Старостиным. Это не только оригинальный вокалист, привносящий народные традиции в современную культуру, но и, в первую очередь, обладатель уникальной коллекции народных песен, собранных в этнографических экспедициях.

В течение короткой беседы прямо в гримерке музыкантов, Сергей Старостин и Владимир Волков рассказали о своем участии в новом анимационном проекте « Сергий Радонежский» и о том, можно ли превратиться из обычного слушателя в «подготовленного».

— Владимир, вы сотрудничали с музыкантами Сергеем Курёхиным и Леонидом Федоровым. Причем, с Федоровым впервые происходит обращение к «слову». В чем заключается разница творческих подходов?

Владимир Волков: — Особенного подхода здесь нет, но есть задача, которая исходит из самой песни. Песня поется, музыканты играют. Вот собственно все, это если сузить вопрос.

Сергей Старостин: — Если говорить более широко, то много зависит от того как друг друга слышат и чувствуют музыканты. И конечно, если сравнивать контакт Володя – Лёня – это одна история, Володя – Сережа – другая.

В.В: — История с Курёхиным именовалась словом «фри-джаз» или «авангард». В то время это было некое отрицание принятого языка, но в то же время его использование в определенных неожиданных последовательностях.

С.С: — Это отторжение языка, притом, что он используется все равно. Это как подростки говорят: « Я терпеть не могу музыку» — но все равно в ушах постоянно наушники.

— Раз мы начали сравнивать ваш музыкальный мир и мир Фёдорова, то у него, грубо говоря, модернистская поэзия, а Вы используете архаические пласты…

С.С: — Пласты-то архаические, но… Полгода я занимаюсь анимационным проектом «Сергий Радонежский». Анимация, посвященная святому – это большой риск… Нам часто говорят: « А, святой, РПЦ, заказуха, все с вами понятно…» А мы и песни пишем на стихи Введенского, Хармса. И что? Это тоже заказуха? – смеется Сергей. — Кстати, как это ни странно, но стихи Введенского больше отвечают представлениям о преподобном, чем вся духовная классическая поэзия, которая, казалось бы, напрямую говорит об этом. Значит, напрямую не получается.

Нужно понимать, что архаика для сегодняшнего человека – это авангард. В этом смысле человек от него одновременно далек и близок, как и песни Федорова для нас. Так родился альбом «душеполезные песни». Эту программу мы играем достаточно редко и не собираемся пускать в тираж песни для узкого круга, «особенных» людей. В этом наша близость с Федоровым.

— Сергей, вы собрали более трех тысяч народных песен. А в воронежской глубинки приходилось что-то находить?

С.С: — Я не ездил целенаправленно по Воронежской области, зная и понимая, что здесь есть прекрасные исследователи, которые занимаются историей. Был, конечно, в паре местечек со съемками передач «Мировая деревня».

— Ваши музыкальные проекты рассчитаны на подготовленного слушателя?

С.С: — Как вообще можно подготовиться слушать? Чтобы слушать Боба Марли нужно выкурить некую « историю», Тома Уэйтса – выпить стакан виски? – шутит Сергей.

В.В: — Наша музыка, в первую очередь, для тех, кто слушает. А как здесь можно к чему-то подготовиться? Да, у наших композиций есть начало, есть конец и внутренняя структура. Но все это условно. Мы не играем одинаково, а импровизируем. Каждый выход на сцену – это некий риск. Может случиться, а может не случиться – ходим по лезвию ножа.

Портал Культура ВРН

Текст: Ирина Туркулец

Фото: Полина Леонова

Постоянная ссылка