Архаисты и новаторы

«Джазовые сезоны» в Воронеже продолжил концерт «Волковтрио» и Сергея Старостина

Совместное выступление фольклориста и джазовых импровизаторов состоялось в концертном зале областной филармонии. Контрабасист Владимир Волков в последнее время известен как соратник Леонида Федорова, лидера группы «Аукцыон» и инициатора целого ряда побочных музыкальных проектов. Года три назад Федоров и Волков с американскими единомышленниками Марком Рибо и Джоном Медески создали альбом по поэме-палиндрому Велимира Хлебникова «Разин». А с Сергеем Старостиным и Андреем Котовым эти двое записали «Душеполезные песни на каждый день» — альбом, вдохновленный псалмами и духовными стихами.

— Их мы исполняем достаточно успешно, хотя и чрезвычайно редко, — рассказывает Старостин. – Наверное, и не надо этот проект в тираж пускать. Он и должен звучать редко, и приходить на такие концерты должны какие-то особенные люди. А мы — их энергией заряжаться.

У каждого из четверых вышедших на сцену филармонии музыкантов немало собственных проектов. Тот же Волков был соратником Сергея Курехина, гитарист Святослав Курашов пишет музыку к фильмам, барабанщик Денис Сладкевич играл во многих питерских рок-группах. Творческие векторы этой компании постороннему могут показаться разнонаправленными, но чудо на сцене возникает именно благодаря этой встрече фри-джаза, фольклора, рока. Почти как в песне Александра Башлачева:

И пусть разбит батюшка Царь-колокол,
Мы пришли с черными гитарами.
Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл
Околдовали нас первыми ударами.

Когда стало казаться, что в творимой на сцене музыке вот-вот возникнет оттенок едва ли не гранжевый, совсем не похожий на Курта Кобейна или Криса Новоселича Владимир Волков хитро улыбнулся и взял в руки вместо смычка барабанную палочку.

Волкову и его товарищам доводилось участвовать в создании музыки, вдохновленной, условно говоря, «модернистской поэзией» (случай Леонида Федорова) и более архаичными, фольклорными пластами. Подобное противопоставление и он, и Старостин явно считают мнимым.

— Пласты-то архаические, но… Я сейчас занимаюсь анимационным проектом «Сергий Радонежский». Мой коллега, композитор Александр Маноцков поехал на фестиваль анимации в Суздаль. Там затеялся у него разговор с другими участниками. «А вы чем занимаетесь?» — «Сергием Радонежским». Ну понятно, думают, заказуха РПЦ… А он говорит: «Ну да, мы песни пишем на стихи Хармса, Введенского…». И все: оппа!.. Как-то заказухой не очень пахнет! Почему-то, как ни странно, именно Введенский и Хармс более отвечают представлениям о Преподобном, чем вся духовная поэзия классических поэтов. И современных авторов, которые, казалось бы, напрямую пишут об этом. А вот напрямую-то не получается! — признается Сергей Старостин.

Где архаист, где новатор — попробуй разбери. Мы и в быту-то подчас не можем понять, двадцать первый век на дворе или средневековье. Калюка и гусли — это «авангард» в сравнении с контрабасом или «архаика»? Смыслы, которые возникают при встрече четырех музыкантов, — они новые или вечные?

Конечно, то, что звучало в филармонии, это не совсем «джаз» и совсем не аутентичная «народная музыка», — это музыка личной «деревни» четверых единомышленников, коллективная рефлексия над своими корнями. Есть ли в ней хотя бы крупицы опыта, связанного с воронежским краем?

Сергей Старостин (которого, кстати, после концерта приветствовали в фойе песней воронежские друзья и коллеги) признался журналистам, что бывал в селах нашей области, но в какие-либо специальные этнографические экспедиции по Воронежской области не отправлялся. В том числе потому, что у нас имеются свои авторитетнейшие исследователи фольклора, прежде всего — профессор академии искусств Галина Сысоева:

— Это, можно сказать, оплот южнорусской традиции на сегодняшний день. Галина Яковлевна — один из самых интересных, самых вдумчивых, самых глубоких специалистов… Человек штучный не только в Воронежской области, но и на территории России.

Газета «Воронежская неделя»

Текст Виталия Черникова

Постоянная ссылка