Сергей Старостин: Архаика – это и есть авангард

Удивительный концерт состоялся, братцы, в минувшую пятницу. Необыкновенный. В Воронеже наконец-таки побывали один из лидеров современной авангардной российской сцены Владимир Волков со своим трио и великолепный вокалист, исполнитель и собиратель народных песен, маэстро, русский акын, он же Дед, Cергей Старостин.

Их совместный проект – явление коллекционное, уникальное  и удивительное, аналогов не имеющее.  Сочетание причудливой,  изысканной и крайне свободной  музыки  трио с протяжными  народными напевами, великолепно исполненными, рождает  ощущение архаичного и сказочного мира — который одновременно и в космосе, и в душе и в земле.

Не  знаю, кто и что ждал от этого концерта. Одни говорили о том, что в проекте  Волков – Старостин им оказалось мало Старостина. Другие утверждали, что им было «чересчур» — не все оказались готовы выдержать столь плотный шквал эмоций. Одна внимательная слушательница назвала эту  музыку «космической» — и вот с этим я бы согласилась на все сто. Не буду повторять тезисы про высокое мастерство, виртуозность и прочая, и прочая. Оными качествами обладают не только Волковтрио и Старостин, однако далеко не все музыканты умеют (и хотят) держать зал в течение двух часов в непрерывном напряжении  всего — ума, эмоций, ушей, глаз, нервов. А эти сумели.  Может быть, такая  музыка трудновата для  приятственного времяпровождения за чашкой кофею, но весьма хороша для погружения в  некие эмоциональные глубины, для глубинного  путешествия  внутрь себя или к вышним сферам.  Один из совместных проектов музыкантов (и с участием знаменитого Федорова, лидера «АукцЫона») называется «Душеполезные песни на каждый день». Не знаю, как уж насчет «каждого дня», но то,  что творчество мэтров Старостина и Волкова  «душеполезно» — это точно.

А незадолго до концерта состоялась беседа с музыкантами. Тоже достаточно «душеполезная».

Про архаику и авангард

Старостин. Вот уже полгода, как я занимаюсь проектом, который называется «Сергий Радонежский». Это полнометражный анимационный проект, посвященный 700-летию преподобного. Анимационный проект про святого — это само по себе довольно рискованно. В этом фильме будут использованы песни на стихи Введенского, Хармса и других поэтов.  Как ни странно, но именно Введенский и Хармс в большей степени отвечают представлениям о преподобном, нежели классическая духовная поэзия, в том числе и современная, которая напрямую говорит об этом. Почему-то напрямую не получается…

К чему я все это рассказал? Архаика для современного человека – это авангард. В этом смысле они одинаково далеки и близки современному человеку.

Про фри-джаз и подростков

Волков. То, что касалось моих музыкантских отношений с Сергеем Курехиным, именовалось словом фри-джаз.  Это был музыкальный язык, который,  в общем-то,  и не язык вовсе. Это отрицание традиционного языка и одновременно использование его в новых последовательностях. Неожиданных или ожидаемых – неважно…

Старостин. Пожалуй, ты точно определил суть фри-джаза. Это как с подростком, который говорит, что музыку не любит, но  при этом постоянно что-то слушает.

Про воронежскую глубинку

Старостин. В воронежской глубинке я был всего лишь пару раз  – это было связано со съемками моей  телепередачи  «Мировая деревня». Целенаправленно с  этнографическими экспедициями сюда никогда не ездил. Поскольку знаю, что в Воронеже есть прекрасные исследователи. Это Галина Яковлевна Сысоева и ее ученики. Галина Яковлевна – один из самых вдумчивых и глубоких специалистов в этой сфере. То, как она работает, на мой взгляд, не подлежит никакой критике.

Понимаете, то, что я делаю – это не просто исполнение народных песен. Если угодно, это моя рефлексия. Основной период «собирательства» у меня закончился лет двадцать назад. Я вдоволь наездился, надышался, наслушался. И какую-то часть песен себе присвоил. Если меня спрашивают, откуда та или иная  песня – я вполне могу сказать: «Из моей деревни». (Улыбается.) Из моей мировой деревни. Но прежде всего я музыкант. И к тому, что я слышу, я подхожу именно с позиции музыканта. Если бы я подходил с позиций погружения «в народ», то, наверное, давно бы уже уехал в деревню  и выращивал картошку на черноземных  просторах.

Про то, как готовить публику

Старостин. (Улыбается.) Ну как можно подготовиться слушать песни Боба Марли? Это значит, что надо выкурить определенную «историю»? Или как можно подготовиться слушать Тома Уэйтса? Выпить виски?

Волков. Можно привести другой пример. Человек слышит додекафонную музыку. Ничего не понимает. Начинает изучать, что такое додекафонная система. И потом ему уже нравится. Он становится подготовленным. Но я думаю, этот принцип касается не только нашей музыки, но и любой другой, более–менее серьезной, которая требует какого-либо внимания.

Про музыку «живую» и не очень

Старостин. Я считаю, что запись концерта на диске, – более честный вариант, нежели студийная работа. Это более живая музыка. Хотя я знаю отличных музыкантов, которые не выйдут из студии, пока не добьются идеального звучания.

Об обучении

Старостин. Я не преподаю. Вообще, из свободно существующих музыкантов мало кто преподает. Как и чему учить?  Однажды в Курской области я познакомился с одной бабушкой-певуньей. К ней приехали ученики. И вот она говорит – ну как же я их буду учить петь народные песни? Ведь если им это дорого и нужно, то они сами будут ходить за мной, смотреть, слушать — и тогда научатся всему, что я умею. Это к тому, что научить нельзя. Можно научиться.

Про свободу и границы

Старостин. У каждой композиции, которую исполняет «Волковтрио»,  есть название, начало и конец. Но это все настолько условно, что одна пьеса, сыгранная в двух разных концертах, будет просто неузнаваемой.  Мы пытаемся втянуть зрителя в состояние музицирования, творения музыки. Это совсем другой принцип, нежели исполнение произведения от ноты до ноты. Да, великие композиторы умели выражать свою мысль посредством этих нотных знаков. У нас иначе. Каждый наш выход – это нечто новое. Это всегда риск. В этом смысле изучать эту нашу музыку сложно, потому что сегодня вы можете услышать один вариант, а завтра – иной. Может быть, кто-то и ходит на наши концерты регулярно, чтобы попадать в разные состояния.

Портал geosinform.ru

Текст Татьяны Юриной

Постоянная ссылка