От Шопена до Лютера

В рамках «Джазовых сезонов» в Воронежской филармонии выступило трио Анджея Ягодзинского.

Ведущий состоявшегося при поддержке Польского культурного центра концерта, джазовый обозреватель Михаил Митропольский перед выходом музыкантов на сцену напомнил зрителям о том, что, кроме американской джазовой школы, существуют, интересно эволюционируя, ряд других национальных школ: британская, норвежская, французская… И у каждой – своё самобытное лицо. Польская – одна из интереснейших в Европе. Начиная с 1960-х складывалась она, опираясь на собственные классические и этнические корни. Музыка трио Анджея Ягодзинского – яркий пример этого.

Существует трио с 1993 года, и все эти двадцать лет состав его был неизменен. С Анджеем Ягодзинским играют контрабасист Адам Цегельский и барабанщик Чеслав Бартковский. Музыканты, приехавшие в Воронеж, представляют три поколения польского джаза. Самый старший из троих — Бартковский, ученик пианиста Кшиштофа Комеды, родоначальника польской школы джаза.

На своей первой пластинке трио играло произведения Фредерика Шопена, и та запись во многом определила дальнейшие творческие поиски музыкантов. Шопеновская тема стала для них постоянной: Ягодзинский, Цегельский и Бартковский выпустили уже несколько альбомов своих интерпретаций творений польского классика. Записали, среди прочего, его знаменитую Сибемоль минорную сонату.

Джазовую версию шопеновской музыки гости играли в первом отделении воронежского концерта. Структура каждого номера выглядела подчёркнуто наглядной, словно трио давало воронежцам урок музыкального волшебства. Всякий раз в начале – вступает рояль, Анджей Ягодзинский предъявляет слушателю знакомую тему, очень деликатно преображённую, а уж затем, когда слушатель освоится, вступают остальные, Шопен становится всё более джазовым. Но остаётся Шопеном. Разбирая творения великого поляка на составные части, а затем собирая их заново, трио делает это крайне бережно и любовно.

Во втором отделении музыканты продемонстрировали те самые «этнические корни», о которых говорил Михаил Митропольский. Трио представило ещё один необычный проект. Для этого к ним присоединилась певица Агнешка Вильчинская (фактически оказавшаяся в роли ведущей этой части концерта, так как неплохо говорит по-русски).

Не так давно они записали совместный альбом «Warownym Grodem» («Твердыня наша»), вдохновлённый протестантскими песнопениями. Известно, что афроамериканская духовная музыка когда-то стала одним из источников джаза. Европейские музыканты пытаются находить такие же источники в собственной культуре.

Интересно, что музыканты, живущие в католической Польше, вдохновились протестантскими текстами (в частности, произведениями Мартина Лютера). Идея этого проекта принадлежит священнику, который однажды предоставил музыкантам свою церковь для концерта.

Начали второе отделение они, впрочем, с джазовых стандартов, показав, насколько тесно связаны друг с другом разные традиции и эпохи. Также прозвучали в исполнении Агнешки Вильчинской и трио Анджея Ягодзинского народные песни. Польскому языку, оказывается, очень уютно в джазовом контексте.

«Джазовые сезоны» будут совсем скоро продолжены новыми концертами. В марте в Воронеже ожидается концерт гитариста Ивана Смирнова.

Газета «Коммуна»

Автор: Виталий Черников

Постоянная ссылка