Скромное обаяние обмана

Автор: ACETONE, 14 Апр 2014

За сравнительно небольшой промежуток времени, прошедший с концерта Эл Ди Меолы, воронежские средства массовой информации, словно соревнуясь в забеге на сотню метров, уже успели раструбить о визите величайшего гитариста планеты в наш город. В подобной поспешности меня всегда смущала настойчивая категоричность суждений вместе с эпитетами, которыми награждается очередная заезжая знаменитость. Спору нет: Эл Ди Меола – один из самых техничных гитаристов планеты, но и Александр Македонский – герой, как можно узнать из энциклопедии. Или, на худой конец, из пресс-релиза. Впрочем, этим часто грешат и московские коллеги, предпочитающие не разделять мух с котлетами.

Уже в самом названии программы «Al Di Meola plays Beatles & More» содержалась большая часть обмана этого вечера, но не великого рок-н-ролльного, а сравнительно честного: когда тебя развели, а ты вроде бы и доволен. Никакого мошенничества – только ловкость рук: негласный джентельменский договор с рыцарями улиц. И хотя на пресс-конференции Эл Ди Меола пространно рассуждал о влиянии The Beatles на его жизнь, равно как и о неожиданном соседстве с сэром Полом Маккартни, концерт формально не оправдал ожиданий из-за несоответствия между громкой вывеской и содержимым, большая часть которого составляли вовсе не песни британского квартета. Но лишь формально.

Было бы логично предположить, что Эл Ди Меола сыграет целиком или почти целиком свой прошлогодний альбом «All Your Life», полностью состоящий из интерпретаций песен The Beatles, но этого не случилось. Более того, только три песни вечера можно было опознать невооружённым ухом, как вещи ливерпульской четвёрки. Среди них особенно выделялась сохранившая первоначальную мрачность оригинала «Because», которая звучала значительно напряжённей и интенсивней, нежели в альбомном варианте. Спотыкающаяся со слезливыми вставками «And I Love Her» и «Blackbird» хорошо вписались в общую умиротворяющую атмосферу концерта, в котором песни The Beatles были лишь одним, но далеко не главным ингредиентом – и, возможно, так было даже лучше.

Всё-таки «All Your Life» не самая сильная запись Эл Ди Меолы, страдающая излишней затянутостью (только три песни с пластинки («I Am the Walrus», «Day in the Life», «She’s Leaving Home») короче оригинальных записей The Beatles), а также усложнённостью композиций, вполне привычной для самого Эл Ди Меолы, но вряд ли действительно подходящей для интерпретации песен ливерпульцев, всегда умевших упаковывать интереснейшие находки в форму простейших поп-песен.

Концерт продолжался почти два часа и начался с «Azucar», но уже на второй песне пришлось забыть обо всех услышанных до этого определениях игры Эл Ди Меолы. И если на некоторых песнях гитара парила, растекаясь в неге, то время от времени возникали настоящие инструментальные атаки, имеющие, конечно, мало общего со звуковыми навалами нойз-рока, но в Воронежском концертном зале, заполненном чрезвычайно респектабельными людьми, порождавшие нешуточный диссонанс. Умело подчёркивали виртуозную игру Эл Ди Меолы два остальных участника концерта: Марио Пармизано, привнёсший кукольную хрупкость фортепиано в концерт, и ударник Петер Касзас, удостаивавшийся постоянных подсказок гитариста, не совсем довольного звуком на сцене.

Иногда Эл Ди Меола обращался и к публике, поведав ей историю своего первого большого гастрольного тура по России, описывая территорию страны как very long. Следом за этим последовала «Siberiana», воскрешающая перестук вечно заснеженных вагонов и сопровождаемая восьмидесятническими шлейфовыми запилами. А в целом концерт вполне удался, пусть и почти без The Beatles, пусть и не по гамбургскому счёту. По воронежскому.

Фото Александр Битюцких

постоянная ссылка