Эл Ди Меола: блюз наш насущный дай нам на сей день…

На прошедшем недавно в Воронеже концерте Эла Ди Меолы я в очередной раз убедился, что когда-то не ошибся с выбором религии. Я поклоняюсь богам клавиш, гитары, виолончели, саксофона: в отличие от других их сила и откровение не вызывают сомнений. Даже люди, относящие себя к более традиционным религиям, признают эти силы.

Кстати, первая группа, в которой играл Эл Ди Меола сорок лет назад, называлась «Return to Forever» (Возвращение к вечности). Судя по прошедшему концерту, именно этим он и занимается до сих пор. Вечность застает его в самых неожиданных местах. Например, по рассказу музыканта, вдохновение застало его во время первого тура по России десять лет назад. Тогда Ди Меола проехал от Москвы до Владивостока на автобусе,  давая концерты и набираясь впечатлений, которые он сумел оформить в законченные композиции после поездки, в Майми-Бич. Кстати, русские мотивы в этих пьесах выражены вполне очевидно.

Как выяснилось, у американского гитарного бога есть прихожане и в Воронеже – после выступления ему протягивали для автографа виниловые пластинки 20-30-летней давности выпуска. Ведущий концерта, директор «Воронежских джазовых сезонов» Александр Лукинов вкратце перечислил список регалий героя вечера: 15 раз – лучший гитарист планеты по версиям авторитетных музыкальных изданий, лауреат всех премий, какие бывают, партнер по сцене и записи многих других великих, таких как Кориа и МакЛафлин.

Когда не знают, как назвать музыкальное направление, используют слово «фьюжн». В значении «коктейль из всего на свете». Поскольку за пятьдесят лет с лишним игры на гитаре (начал заниматься в восемь лет) Эл Ди Меола перепробовал все стили, какие бывают и еще несколько изобрел, а в его выступлениях важен элемент импровизации, его называют «джаз-фьюжн» гитаристом.

Пожалуй, переменчивость, постоянные трансформации, игра с деталями – признак всей современной музыки. В каком-то смысле вся она джаз. В живом выступлении команды Ди Меолы импровизация играет важную роль. Но главное – композиция, пьеса. Этот гитарист умеет рассказывать разные истории: драматичные, смешные, романтические, печальные. Вероятно, на каждом концерте он сдает экзамен на барда, который должен последовательно подбодрить, рассмешить, заставить плакать и усыпить своих слушателей. Насчет последнего – тоже правда, композиции гитарного мага, на мой вкус, бывают чрезмерно затянуты. С другой стороны, концерт в Воронеже был в рабочий день, многие слушатели, как и я, вероятно, просто устали на работе.

По-моему, Ди Меола – в первую очередь блюзмен. И на воронежском концерте он в очередной раз развеял распространенное у нас заблуждение, что «блюз – это когда хорошему человеку плохо». Оказывается, блюз – это когда серьезному человеку весело и интересно. Традиционно жесткие блюзовые композиции Ди Меола умудряется делать «позитивными», если в это слово еще можно вложить какой-то смысл. Слушая Эла, я вспоминал отечественного черного гитарного бога-блюзмена Юрия Наумова, по контрасту. Инь и Янь.

Блюз и  «джаз-фьюжн» в исполнении Ди Меолы — музыка внимательных людей. Для которых каждое мгновение отличается от предыдущего и все же сродни ему, так же нанизывается бусиной на нитку жизни, судьбы, личной истории. Вероятно, так же следует воспринимать время и события без музыкального переводчика, но это ох как не просто. «Сочинение музыки мучительно, если вы пытаетесь избежать очевидного и пробуете вновь открыть себя для слушателя, — признавался музыкант, — Конечно, проще всего использовать тот же самый аккорд или прогрессию, что и в прошлом, но если вы погрузитесь в себя и извлечете оттуда что-то новое, это принесет вам большее удовлетворение».

Многие гитаристы (и не только) любят демонстрировать виртуозность, показать, что могут менять положение пальцев на грифе быстрее, чем колибри взмахивает крыльями. Ди Меола в этом смысле довольно сдержан – его композиции сложны, но без «культуризма». Вероятно, он умеет играть стоя на голове и жонглируя при этому булавами, но предпочитает обходиться без фокусов. «Что хотел, то и выразил», без искусственной витиеватости. А когда он выдает по-настоящему сложную музыкальную фразу, она выглядит естественно и уместно.

Еще одна любовь Ди Меолы – латиноамериканская гитарная школа, с присущим ей жизнелюбием и кипением страстей. «На протяжении многих лет я пытался удержать страсть в музыке, но тем не менее оставляя в ней достаточно мелодии и интересных гармоний, придавая им настоящее значение, — сказал мастер в одном из интервью. Судя по услышанному, ему удается это и сейчас. Несколько композиций, сыгранных дуэтом гитары и клавиш – может быть, самая эротичная музыка, которую я слышал. Напористая, мужская гитара и мягкие, уступающие и ускользающие клавиши изображали вполне пристойный, но весьма чувственный танец. Кстати, следует похвалить коллег Ди Меолы по сцене – клавишника Марио Пармисано и ударника Питера Казаса.

С некоторых пор я практически не слушаю музыкальных записей для собственного удовольствия. Они проходят у меня по разряду искусственных елок и безалкогольного пива. Музыка – это встреча исполнителя и слушателя, их общий жизненный опыт. «Когда я играю, я покидаю пределы своей личности, своего характера, будто становлюсь другим человеком…, — говорил Эл Ди Меола. Полагаю, то же могли сказать и слушатели после его концерта.

Текст: Леонида Диденко

постоянная ссылка