С 5 ПО 8 НОЯБРЯ ВОРОНЕЖСКИЕ ЛЮБИТЕЛИ ДЖАЗА И ДРУГОЙ ИМПРОВИЗАЦИОННОЙ МУЗЫКИ НАСЛАЖДАЛИСЬ ВЫСТУПЛЕНИЯМИ УЧАСТНИКОВ ФЕСТИВАЛЯ «ДЖАЗОВАЯ ПРОВИНЦИЯ — 2014».

5 ноября в наш город в очередной раз пришел праздник. Вот уже двенадцатую осень подряд Воронеж принимал ежегодный передвижной фестиваль «Джазовая провинция». Несмотря на все сложности нынешнего года, концертная программа фестиваля на этот раз была ничуть не менее яркой и насыщенной, чем, скажем,в прошлом году. Воронеж вновь посетили не только отечественные музыканты,но и зарубежные именитые гости и наши бывшие соотечественники. Особо отраден тот факт, что никто из иностранных музыкантов, получив приглашение на «Джазовую провинцию», не вспомнил о политике и не отказался приехать. Напротив,на фестивальных пресс-конференциях и в кулуарах из разных уст то и дело звучало: «Музыка вне политики». Есть все основания полагать, что приехавшие не пожалели о своем решении, ведь фестиваль «Джазовая провинция» не имеет аналогов в мире: вряд ли где-то еще музыканту придется провести столь долгое время в яркой компании единомышленников, путешествуя по городам. Маршрут у фестиваля немаленький — более десятка городов, две недели концертов и переездов. Музыканты практически в один голос хвалят российскую публику. Что это — дежурные реверансы принимающей стороне или же перед нашими зрителями и впрямь выступать приятнее, нежели в других странах? Этот вопрос на пресс-конференции в последний день фестиваля задали отцу-основателю «Джазовой провинции», музыканту, поигравшему во многих странах, Леониду Винцкевичу.

— Можно говорить о серьезных отличиях между Америкой, Скандинавией и Россией. В Америке ты еще сыграть ничего не успел, а тебя уже едва ли не носят на руках,шквал аплодисментов. Может быть, в этом есть элемент практицизма: я, мол,потратил время, деньги на билет, на бензин, я своим приветствием хочу создать вам такое настроение, чтобы вы сегодня играли лучше, чем когда-либо. Может быть, это просто такое воспитание — всегда стремиться располагать к себе. В Финляндии же,напротив, тебя приветствуют сдержанно, не аплодируют. Ощущение, что тебя не любят. Лишь спустя время ты понимаешь, что это ничего не значит, что тебя все равно слушают и ценят. Что же касается России, мы эмоциональный народ. Когда нам нравится, мы аплодируем, когда нет — тоже даем понять. Нас любят за искренность.

Jazz Travel Big Band

Уже стало традицией, что концертную программу фестиваля открывает оркестр. На сей раз эта миссия была возложена на ростовский Jazz Travel Big Band под управлением Анатолия Кирничного. За два года существования оркестр добился признания на самом серьезном уровне — как в России, так и за рубежом. Так,известный американский саксофонист Бобби Мартинес, с которым они выступали год назад, подарил им едва ли не весь свой репертуар. Не секрет, что для провинциальных музыкальных коллективов часто актуальна проблема отъезда ведущих музыкантов в столицу. Однако, как рассказал Анатолий Кирничный, его оркестру пока удается избегать текучки. Этим во многом и обусловлен тот высокий уровень, который демонстрирует Jazz Travel Big Band. Мастеровитые музыканты играют с нескрываемым удовольствием, добавляя в свое выступление элементы шоу и заражая своим настроением зрителей.

Хокон Корнстад

Норвежец Хокон Корнстад — удивительный музыкант. Из своего саксофона он извлекает множество самых разных звуков, заставляя его выполнять не только функцию солирующего инструмента, но изображать и бас, и перкуссию. Идет в ход и колено, порой прикрывающее раструб и дающее таким образом эффект«квакушки». Хокон пользуется луп-машиной, благодаря чему создается почти оркестровое звучание. На фоне этого «оркестра» потом может зазвучать как солирующий саксофон, так и художественный свист и оперный вокал. Пять лет назад Хокон попал на спектакль в Метрополитен Опера, после чего всерьез влюбился в оперное искусство и стал пытаться соединить с ним свое творчество. Пробовал играть с певицей, но через некоторое время решил петь сам. Три года он обучался оперному вокалу в консерватории Осло, после чего получил диплом магистра и стал включать в свои выступления оперное пение. У Хокона очень мягкий и красивый тенор, который очень органично вплетается в создаваемую им с помощью луп-машины музыкальную ткань. И в Воронеже, и в других городах выступление Хокона Корнстада произвело настоящий фурор.

Росарио Джулиани

Программу первого вечера завершал еще один саксофонист — итальянец Росарио Джулиани в сопровождении трио Асхата Сайфуллина. После спокойного и вдумчивого Корнстада Росарио взорвал атмосферу своей кипучей энергией,типично итальянским темпераментом и совершенной техникой. Под стать своему соотечественнику был и барабанщик Марко Валери, неоднократно исполнявший эффектные соло. Уверенно цементировал фактуру один из известнейших джазменов России контрабасист Асхат Сайфуллин. Отлично вписался в состав участник другого коллектива, пианист Миша Цыганов, по каким-то причинам заменивший заявленного в пресс-релизе фестиваля Александра Титова. Другой представитель дуэта Сипягин — Цыганов, которому предстояло выступать спустя два вечера, трубач Алекс Сипягин также появился на сцене — уже ближе к концу выступления (к слову, Сипягин выходил на сцену и до того — сыграл одну-две вещи с ростовчанами). На прощание Росарио Джулиани попросил включить свет в зрительном зале, сфотографировал воронежскую публику, после чего попозировал на ее фоне сам. Из чего можно заключить, что не только он понравился Воронежу, но и Воронеж — ему.

Арт-ансамбль «Архангельск»

На следующий вечер фестиваль впервые перекочевал под крышу нового здания Камерного театра. Зафиксировать эту веху выпало гостям с берегов Белого моря,арт-ансамблю «Архангельск». В их исполнении зрители услышали настоящую музыкальную живопись: будто наяву перед глазами вставало море — то спокойное,то возмущенное порывами ветра, волны, бьющиеся о холодные неподвижные скалы. Эти картины природы, в частности, служили обрамлением интерпретаций народных песен жителей русского Севера. Арт-ансамбль «Архангельск» представляет собой квартет, состоящий из Олега Юданова (ударные), Николая Клишина (бас-гитара), Константина Седовина (вокал, флейта) и Тима Дорофеева,лидера коллектива, гитариста и композитора, чьи авторские работы также были представлены воронежской публике.

Black Sea Quartet

На смену холодному Белому морю после антракта пришло теплое Черное. И даже не теплое, а горячее. Интернациональный Black Sea Quartet под управлением прославленного Анатолия Вапирова наверняка изменил чьи-то представления о пределах человеческих возможностей. И пусть речь уже идет не столько о музыке,сколько о трюкачестве, это не мешает говорить в превосходных тонах о том, что вытворяли на сцене бас-гитарист грек Панайотис (Йотис) Киорсоглу и барабанщик болгарин Стоян Янкулов (последний, занятый во множестве самых разных проектов у себя на родине, дважды представлял свою страну на «Евровидении» в дуэте с певицей Елицей Костовой; в 2007 году дуэт занял рекордное для Болгарии 5-е место). Представьте: на шее у Стояна большой балканский барабан — тупан. На верхний пластик кладется барабанная палочка, и следует удар другой палочкой по нижнему пластику. От удара палочка на верхнем пластике подпрыгивает и ритмично ударяет по нему пару раз, далее следует очередной удар по нижнему пластику, на верхнем палочка вновь подпрыгивает, и таким образом складывается повторяющаяся идеально ровная ритмическая фигура, темпом исполнения которой Стоян также с видимой легкостью управляет. И это лишь один из «фокусов», продемонстрированных им 6 ноября воронежским зрителям. Поражали они и в паре с Йотисом, идеально играя вместе в сумасшедшем темпе совместное соло, один раз затеяли «соревнование перкуссионистов»: Йотис, сидя на стуле, положил себе на колени бас-гитару струнами вниз и выстукивал по нижней деке сложные ритмы,а Стоян ему вторил на тупане.

Впрочем, Black Sea Quartet — это, конечно же, не только «цирк», но и вкусный,замешанный на балканском фольклоре фри-джаз, который делается и ритм-секцией,и разнообразным, но не вычурным звучанием скрипки венгра Золтана Лантоша,и теплым тембром саксофона Анатолия Вапирова, который, в свою очередь, также блеснул филигранной техникой исполнения сложных музыкальных элементов.

Кирилл Радин
Фотографии Евгении Небольсиной

Постоянная ссылка