Главред журнала «Джаз.Ру», ведущий концертов 17-го фестиваля
«Джазовая провинция» Кирилл Мошков: «Джаз – это музыка идей, а не
маркетинга»

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – 
На прошедшей сегодня пресс-конференции, посвященной семнадцатому
международному фестивалю  «Джазовая провинция», который пройдет в
Воронеже с 6 по 10 ноября, основным спикером стал главный редактор
журнала «Джаз.Ру», журналист, писатель и человек, который будет вести
концерты фестиваля, Кирилл Мошков. Он дал рекомендации каждому из
всемирно известных в джазовой среде участников фестиваля, заявив,
однако, что прежде всего «надо ходить на свое».

«Фестиваль выращивает аудиторию»

Собственно, с этой мысли Кирилл и начал,
напомнив журналистам, что  фестиваль «Джазовая провинция» начался в
1997 году как исключительно курский проект. Начался и продолжается уже
на гораздо более широком пространстве как некоммерческое мероприятие:
денег на этом, по его словам, заработать сложно, в том числе и на
ведении концертов, что Кирилл в  году текущем будет делать в 11-й раз.
Главная же цель всей этой затеи – знакомить людей с называемой джазом
музыкой, своеобразие которой заключается в мутуализме (обоюдовыгодном
симбиозе) академической музыки и фольклора. При этом главное искусство
ее исполнения —  импровизация.

«Фестиваль выращивает свою аудиторию.
Сейчас очевидно, что  вокруг него начал нарастать скелет, а скелет
обрастает мускулатурой, — сделал вывод Кирилл Мошков, — как это
происходит в Воронеже». Джазовый обозреватель явно имел в виду
инициированные при участии небезызвестного воронежского организатора
«Джазовой провинции» Александра Лукинова «Джазовые сезоны».  Которые
сегодня не позволяют забыть про джаз от «провинции» до «провинции» и
благоприятно влияют на поддержание интереса к джазу у «выращиваемой
аудитории».

«Джазовая провинция» — проект межкультурный

В 17-м фестивале в Воронеже на этот раз
примут участие три исполнителя из США, коллективы из Франции, Литвы,
Дании, Швеции… Каждый из гостей хоть чем-то да уникален.

Любителям джаза представится возможность
лицезреть и слушать Майю Асусена, признанную ярчайшей и оригинальнейшей
представительницей  современного поколения исполнительниц не только
джаза, рэгги и этнической музыки, но и  хип-хопа и ритм-энд-блюза;
двукратного обладателя «Гремми», одного из наиболее креативных и
разносторонних саксофонистов мировой музыкальной сцены Эрни Уотса, чье
творчество изучается студентами музыкальных вузов. Эрни Уотс, как
охарактеризовал сам читающий лекции (правда,  журналистам — на тему «как
писать о музыке») Кирилл Мошков, играет «корневой американский джаз
50-60-х годов прошлого столетия — «золотого века» джаза.

«В США нет Министерства культуры, —
заметил  российский джазовый обозреватель, — но при этом есть культура
(джазовая. – авт.)! Причем инициатива начинается на уровне кварталов и
городов, а дальше джаз оплодотворяет поп- и рок-музыку, примеров чему
огромное множество».

На сцену  Воронежской  филармонии в этот
раз также выйдут один из самых известных  американских
гитаристов-универсалов, выступающих с джазовыми музыкантами, Майк
Миллер; «голос, проникающий в самую душу и созданный, чтобы петь о
любви», Кати Пальвер с группой Made in France; квинтет Леонидаса
Шинкаренко; трио Мортена Шанца и Аомари Рабаб и трио «Икс».

Но, памятуя о сказанном Кириллом в самом
начале пресс-конференции, журналисты ждали подробного рассказа о
российских коллективах и исполнителях, среди которых – и это радость! –
есть воронежцы.

«Воронеж — один из немногих городов, который увидит коллектив Бутмана с Левиновским за фортепиано»

«7 ноября  в Воронеже пройдет концерт
квартета народного артиста РФ, нашего самого влиятельного джазового
музыканта Игоря Бутмана, — провозгласил наконец Кирилл Мошков. —  В его
составе на рояле впервые будет играть легенда СССР, руководитель
знаменитого в прошлом джаз-ансамбля «Аллегро» Николай Левиновский».

Кирилл напомнил, что тогда в его
коллективе играл Игорь Бутман, сейчас, как понятно, роли поменялись. Оба
в свое время эмигрировали в США. Впрочем, если Бутман  сегодня живет в
Москве, постоянная квартира Левиновского по-прежнему находится в
Америке. Кирилл Мошков предположил вероятность нескорого возвращения
последнего в эту квартиру, поскольку на сегодня именно Николай
Левиновский пишет все оранжировки для коллектива Бутмана. Тем не менее
«Воронеж — один из немногих городов, который увидит коллектив Бутмана с
Левиновским за фортепиано», — заявил джазовый обозреватель, отметив при
этом, что Воронеж становится второй основной площадкой  «Джазовой
провинции» после Курска.

В этом году фестиваль «прокатится» по
Туле, Краснодару, впервые  — по подмосковному Подольску, Липецку, Орлу,
Белгороду, Старому Осколу и опять же Курску. О последнем как
родоначальнике «провинции» даже ходят анекдоты. Один из них, на самом
деле являющийся былью, Кирилл Мошков рассказал журналистам:

— На раннем этапе, в конце 90-х годов,
бывали такие моменты. Например,  в гостинице «Октябрьская», где тогда
останавливались музыканты, был ресторан, где все музыканты ужинали. В
первый год фестиваля в нем участвовала вокалистка афроамериканского
происхождения, очень высокого роста, очень красивая девушка. И так
получилось, что параллельно с музыкантами в ресторане ужинала местная
«братва», которая была поражена увиденным. И услышав, что я раговариваю
по-английски с американцами, они подошли ко мне: «Слышь, брателло, а
можно ее пригласить потанцевать? Она такая офигительная!» Пригласили,
она пошла, потанцевала, вернулась очень довольная. Потом спрашивает:
«Что это за люди?». Я объяснил, как мог. На что она ответила: «Я должна
написать об этом маме!»

Впрочем, кроме анекдотов о городе со
славным военным прошлым есть что рассказать и в плане не менее славного
музыкального настоящего: виртуозный пианист и блестящий композитор,
участник самых известных джазовых фестивалей Европы, России, Америки и
Скандинавии Леонид Винцкевич выйдет к публике с
фольклорно-этнографическим ансамблем «Ростань» Суджанского музучилища
Курской области, считающимся одним из ведущих фольклорных ансамблей
России. Программа, которая будет представлена на «Джазовой провинции»,
является их совместной работой. «Этот проект стал прекрасной попыткой 
синтезировать аутентичную музыку и современный джаз, создав на их стыке
абсолютно новую музыку, глубокую и интересную», — сходятся во мнении
джазовые эксперты.

Ну и наконец, Воронеж представит на
«своем поле» трио Happy55.  Кирилл Мошков охарактеризовал этот проект
как зрелый  и яркий экспериментальный коллектив, один из любимцев
отечественной авангардной сцены, горячо принимаемый зрителями и
критиками, жадными до новой  и глубокой музыки. Happy55 исполняет
собственные произведения, которые не соответствуют формальным рамкам.
Эксперты утверждают, что определения стилю трио подобрать невозможно –
но фокус в том и заключается, что существующая яркая авторская манера
весьма узнаваема. 

«Если хотите дышать соответствующей
музыкальной атмосферой, надо ходить на свое!», — заключил главред
журнала «Джаз.Ру». А Александр Лукинов оптимистично добавил, что
организаторы намерены в рамках творческих встреч организовать отдельную
площадку для воронежских музыкантов из Happy55, чтобы привлечь большее
внимание к воронежским исполнителям.

«Джазовая провинция» как образовательный проект

«О музыке писать непросто… Хотя у нас до
сих пор считается, что писать о музыке – тзначит, пересказать текст
песни. О том, как это правильно делать, мы с вами поговорим 6-го числа в
этом же зале», — пообещал Кирилл Мошков, чем и заинтриговал
окончательно «необученную» журналистскую аудиторию. – Говорю об этом без
всякого сарказма, поскольку введение в музыкальную журналистику на
воронежском журфаке, в отличие от московского, действительно не
преподают.

Интрига же по «звездно-музыкальным»
мастер-классам, которые в формате творческих встреч проведут в Воронеже
все участники фестиваля, таковой и осталась: хотя джазовый обозреватель и
«обозрел» ближайшие планы указанных мероприятий,  он все же заметил,
что они могут быть откорректированы и по месту проведения, и по времени.

Итак, господа, следим за афишей
концертов и мероприятий в рамках «Джазовой провинции», дабы, пользуясь
случаем, насладиться «музыкой, требующей наивысшего уровня артистической
мотивации».

Портал abireg.ru

Автор Селена Хэлл

Постоянная ссылка