Ноты протеста

Меньше недели до главного музыкального события осени – фестиваля «Джазовая провинция»,
который будет уже 17-м по счету. Крупнейший российский проект по
продвижению современной джазовой культуры, направленный на популяризацию
качественной и актуальной импровизационной музыки – мультиформатный,
образовательный, межгосударственный…

Да-да, это все о нем: «Джазовая провинция» – явление настолько
жизнеспособное и разноплановое, что эпитетов, его характеризующих,
прибывает не по дням, а по часам. Умышленно гиперболизирую, благо
масштабы фестиваля и, главное, его содержание и послевкусие – позволяют.
Сомневающиеся смогут удостовериться в этом в период с 6 по 9 ноября.

По этапу – на автобусе 

На предфестивальной пресс-конференции журналистам напомнили: за 17-летие
существования «джазово-провинциальной» сцены на ней выступили более 700
музыкантов из разных стран мира. Фестивальные программы изобиловали
весьма экзотическими вещами. И редкими – как по стилистической
направленности, так и по принадлежности к национальным джазовым школам, о
существовании которых российские слушатели подчас даже не догадывались;
джаз, по сути, есть бурный протест против растиражированных штампов,
устоявшихся клише.

Помимо всего прочего, «Провинция» – центральное (и самое яркое) событие
воронежских «Джазовых сезонов». Совсем свежего проекта, стартовавшего в
столице Черноземья в нынешнем году. И призванного внедрять джаз в массы в
периоды до и после фестиваля: процесс «инфицирования» этой музыкой
должен идти постоянно. Иначе не бывать ему процессом…

Инициатор большой джазовой затеи в Воронеже, руководитель «Провинции»
Александр Лукинов сообщил, что «расположится» фестиваль в зале
филармонии. Это что касается концертов. Кроме них предусмотрены блок
мастер-классов, клубная программа, творческие встречи и лекции. Ну, и
без маститых теоретиков жанра не обходится ни один международный сбор –
на сей раз в Воронеже будет гостить (работая!) главный редактор журнала
«Джаз.Ру» и портала www.jazz.ru, журналист, джазовый обозреватель,
писатель Кирилл Мошков. Приезжавший на встречу с прессой, он рассказал
воронежским коллегам о людях, которые прибудут к нам со своей музыкой.

– В 97-м году «Джазовая провинция» начиналась как сугубо локальный,
курский фестиваль,– напомнил Кирилл. – В 98-м он уже поехал по, что
называется, джазовому этапу. То есть – из города в город. Все музыканты
перемещались тогда на одном автобусе. А в скором времени возить
фестиваль стало намного сложнее: автобус не мог вместить участников.
Стали ездить поездами, летать самолетами. Хотя от автобуса – все равно
никуда не деться, и в этом определенное своеобразие есть. Иностранцы
даже снимали на камеру нюансы такого передвижения, на которые мы чаще
всего внимания не обращаем – очень впечатляющее зрелище получилось.
Особенно отснятое на черноземных просторах…

Не звезды, а созвездие 

Гость уточнил: «Джазовая провинция» не представляет собой нечто сверхъестественное в коммерческом плане.

– Скорее, наоборот: это не зарабатывание бешеных денег. Фестиваль
существует для того, чтобы знакомить людей с музыкой, которая находится
на перекрестье двух направлений мировой культуры. С одной стороны –
академической, требующей колоссальной профессиональной подготовки
музыкантов, с другой – фольклорной. Потому что развивалась эта музыка
как фольклор, он в ее основе. Денег на импровизационной стезе заработать
крайне сложно. В Америке джазовые музыканты говорят: «Если бы я хотел
стать миллионером – не на саксофоне научился бы играть, а пошел бы в
дантисты».

При всем том джаз – музыка сложная, рассчитанная на подготовленного
слушателя. Эта подготовка, в свою очередь, требует времени. И сил.

– То, чем занимается «Джазовая провинция», и есть подготовка слушателя, –
уверен Мошков. – Очень важно (особенно там, где фестиваль –
единственное джазовое мероприятие на протяжении года), что он в каждом
городе, через который проезжает, выращивает аудиторию. Сейчас, слава
богу, в местах, принимающих «Провинцию» многие годы, на ее скелет
начинает нарастать мускулатура. Редактируемые мной журнал и портал
стараются поддерживать все соответствующие инициативы, насколько это
возможно.

Кирилл подчеркнул: фестиваль показывает широкий срез джазового
искусства. Не одну-две звезды выводит на публику, а многих
представителей многих направлений.

– Здесь, конечно, заслуга уникальной личности основателя фестиваля, его
арт-директора Леонида Винцкевича. Курского джазового пианиста, который
не увенчан колоссальными наградами, но вклад его в развитие музыкального
искусства в нашей стране достаточно весом. Леонид был одним из первых
джазовых музыкантов, которые практически ежегодно выезжали с гастролями в
Америку. Что большая редкость: американский рынок – очень замкнутый. Он
интересуется исключительно своими музыкантами. Представители другой
страны там вызывают, в лучшем случае, вежливое удивление: «Как? И там
тоже это есть?..»

Фольклор – не Бабкина 

Рассказывая о Винцкевиче, академическом композиторе по образованию,
постаравшемся развести понятия «народная музыка» и фольклор, Мошков
оговорился:

– Леонид, сочетающий мощь русской академической композиторской школы и
джазового пианизма с народным хором, пытается найти точку
соприкосновения между джазовым языком и языком русской фольклорной
музыки. Я специально избегаю в этом контексте словосочетания «народная
музыка», потому что оно скомпрометировано, к сожалению. Люди считают,
что народная музыка – это Надежда Бабкина. Подлинный фольклор усилиями
предшествующего политического режима за 70 лет его существования был
фактически уничтожен. Потребовались усилия серьезных музыковедов и
энтузиастов-коллекционеров, которые нашли уцелевшие зерна настоящего,
деревенского фольклора. И виртуозный пианист Винцкевич представит на
«Джазовой провинции» совместную работу с фольклорно-этнографическим
ансамблем «Ростань» Суджанского музыкального училища Курской области.
Этот коллектив собрал уникальную коллекцию самобытных песен Курского
региона. Проект – прекрасная попытка синтезировать аутентичность и
современный джаз, создав на их стыке абсолютно новую музыку, глубокую и
интересную.

Второй важный срез, который покажет «Провинция» – современный
европейский джаз. Общеизвестно, что Штаты давно перестали быть
единственной в мире джазовой сценой.

– За последние 40 лет в Европе сложилась собственная джазовая школа,
особенно сильная в северной части континента, – продолжил выступающий.–
Потому что норвежских или, скажем, датских, шведских артистов очень
поддерживает собственное государство. И в программе фестиваля –
несколько представителей этой линии. Во-первых, хорошо известный по
предыдущим «Провинциям» эстонский саксофонист Лембит Саарсалу, который
на этот раз приезжает со шведским коллективом «Трио Икс» – одним из
передовых импровизаторских коллективов. Отличительные его черты –
музыкальные исследования и эксперименты на стыке различных стилей.

Самый влиятельный музыкант

В фестивальной программе – выступление трио датчанина Мортена Шанца.
Специалисты утверждают, что джазовая музыка этих исполнителей – веселая и
трогательная, удивляющая и воодушевляющая. Критик Джордан Ричардсон
писал, что она «наполнена редкостной чувственностью и осознанностью, и,
слава богу, здесь отсутствуют излишняя отточенность и нелепая
импровизация».

Литовский квинтет Леонида Шинкаренко JAZZ 5, играющий авторскую музыку, –
в числе лучших джазовых исполнителей Восточной Европы. Сам Шинкаренко,
виртуоз электронного баса, обладатель многочисленных наград, является
знаковой фигурой европейской сцены в течение трех десятков лет. Все до
одного участники коллектива, включая барабанщика – солисты, у каждого
есть еще и собственная группа.

Как обычно, приедут в Воронеж представители родины джаза – американцы.

– Естественно, вокалисты – самые популярные музыканты, – заметил в этой
связи Мошков. – Русский человек любит, чтобы ему пели. Особенно –
красивая женщина; это – будет. Но при всем моем уважении к
блистательному профессионалу Майе Асусена, исполнительнице рэгги и
этнической музыки (культурного посла Нью-Йорка – авт.), не она – самый
интересный американский участник фестиваля. Наш шанс услышать подлинную,
живую джазовую традицию в чистом виде, тот самый корневой джаз, которым
он был в свой золотой век, в 50-60-е годы прошлого столетия – это Эрни
Уоттс. Один из наиболее креативных и разносторонних саксофонистов на
мировой музыкальной сцене, двукратный обладатель премии «Грэмми».

Воронежские музыканты также появятся в «Провинции». Трио «Happy55»
представит авторские произведения в узнаваемой, нестандартной манере –
такую музыку трудно квалифицировать на предмет соответствия тем или иным
формальным рамкам.

Что касается прочих российских участников – их не так много. Зато какие!
Квартет Игоря Бутмана – своего рода «торговая марка» отечественного
джаза.

– Так получилось, что в нашей стране Игорь Михайлович Бутман сейчас
самый влиятельный джазовый музыкант, – констатировал Кирилл. – Человек,
который добился наибольших успехов и в коммерческом плане, и, в
значительной степени, в творческом – это невозможно не признать. Бутман
играет на самом высоком, мировом уровне, в чем Воронежу посчастливится
убедиться совсем скоро.

Автор: Анна Жидких
Газета «Берег»,  № 119 (1547)
Постоянная ссылка