Певица из США Майя Асусена провела мастер-класс в Воронеже

В Воронеже, в книжном клубе «Петровский» провела мастер-класс американская певица Майя Асусена (Maya Azucena) . В Россию она приехала не одна — её сопровождали музыканты Стэн Дэвис (бас), Кристиан Вер Хален (гитара) и Иван Кац (ударные, перкуссия). Этот визит был организован в рамках программы публичной дипломатии.

Открылась встреча песнями Майи — она предположила, что мало кто слышал её музыку, и перед беседой решила познакомить пришедших с ней. Последних, кстати, было около шестидесяти человек. Те, кому не хватило места в зале, смотрели сквозь стеклянную стену из соседней комнаты.

Стиль, в котором играет группа Асусены, называется фьюжн. Певица пояснила, почему:

— Наши источники вдохновения приходят из разных стран мира. Я бы сравнила это с супом. Представьте, что у всех одни и те же ингредиенты для борща, но при этом ваша мама его готовит лучше всех. Точно так же и здесь — те же самые ингредиенты, но очень особенные компоненты.

В подтверждение сказанному группа исполнила основные стили, которые переплетаются в их музыке, или, как сказала Майя, «нашли место в нашем супе»: джаз, блюз, фанк, рок-н-ролл, регги, хип-хоп. Звучали музыканты громко, и после исполнения рок-н-ролла Майя пошутила, что ей жаль тех, кто пытается читать книжки в соседнем зале.

— Это не всё, — сказала певица. — Если бы мы показали вам все стили, которые нас радуют, мы бы ещё долго здесь сидели. Каждый из нас использует эти стили по-разному. Сейчас мы вам об этом расскажем.

Первым о своей работе в группе Майи рассказал гитарист Кристиан:

— Ещё в школе мой учитель музыки сказал мне: музыка позволяет нам преодолевать границы, которые мы сами для себя устанавливаем. Я играю аккорды, гармонию, мелодию, создаю ритм (каждое слово Кристиан подкрепляет примером с помощью гитары).

Многие аккорды состоят из трёх нот. Мы чаще используем джазовые аккорды, которые состоят из четырёх. Что делаю я в группе Майи? Объединяю ритмы фанка с джазовыми аккордами.

Вторым выступил Иван.

— У всех стилей, о которых мы говорили — джаз, рок, блюз, соло, хип-хоп, регги и т.д. — есть кое-что общее — ритм. Держать ритм — моя задача. Я создаю ощущение комфорта, чтобы все чувствовали себя хорошо (играет). Иногда важно не то, что вы играете, а то, что вы не играете.

— Но иногда барабанщики слишком много играют, — вставляет Майя. — Сейчас я вам покажу. Давайте похлопаем (зал ритмично хлопает). Иван, в такт!

Барабанщик начинает бешено колотить палочками.

— Всё, мы выгоняем вас, — смеясь, шутит Майя. — Вы больше с нами не играете. Вы уволены. Если барабанщик увлекается, он выходит из общего ритма, а нам тяжело подстроиться, — объясняет она залу.

Далее о своей роли в группе Майи рассказывает басист и клавишник Стэн. Он в их коллективе человек особенный, потому что отвечает за два инструмента. (Такое раздвоение музыканта, — шутя комментирует Майя. — Удивляюсь, как у него до сих пор не развилась шизофрения).

— Я работаю клеем между Майей, ударными, и гитарой, — объясняет Стэн. — Это сложно, потому что иногда приходится слишком много играть. Когда отвечаешь за два инструмента необходимо меньше думать и больше полагаться на ощущения. Меня научили играть на двух инструментах, когда я был… совсем чуть-чуть (говорит по-русски). Теперь это стало моей второй натурой. Я научился слушать, что происходит вокруг меня; даже когда не играю, я машинально прислушиваюсь к происходящему вокруг. Музыка — это сердце и уши.

— Лучшие музыканты играют сердцем и умеют слушать, — соглашается с басистом Иван.

Выслушав всех, Майя рассказывает, что важно для неё.

— И как для вокалиста, и как для человека, который создаёт музыку, для меня важно следующее — иметь собственный стиль. Это ключ к успеху в искусстве. Я уверена — любой настоящий художник узнаваем. Всегда начиная работать над техникой, люди имитируют кого-то, но со временем важно вырвать себя. Это значит положить в суп секретный ингредиент. Кто в аудитории имеет отношение к искусству? (Поднимается около двух десятков рук) О, это здорово! Вы можете применить эти слова к себе. Ещё огромную силу имеет честность. Когда ты говоришь о чём-то четно, слушатель поверит тебе, даже не зная твой язык. Одной техники недостаточно. Вы же видели человека, который технически безупречный, но при этом очень скучный? Нужно уметь совмещать хорошую технику и исполнение. Необходимо знать, кто вы, иметь уверенность в себе. Например…
Майя поёт всем известную «Happy birthday to you» в два дубля: в первом коряво, то высоко, то низко, то хмурясь, то смеясь. Во втором — хорошо поставленным голосом, с улыбкой на лице.

-Быть собой, иметь уверенность в том, о чём ты поёшь — это то, на чём стараюсь фокусироваться.

Майя, Кристиан, Иван и Стэн показали, как они создают музыку.

— Мы часто пишем при помощи импровизаций, — пояснила Майя. — Мы называем это фристайлом. На основе этих идей можно создавать песни. Правил здесь нет. Это как бы своеобразный разговор; представьте, что вы столкнулись с кем-то на улице и просто общайтесь с этим человеком. Вы должны слушать друг друга. Представьте, вы говорите с человеком и слова ему не даёте сказать — так нельзя.

Музыканты встают в круг и начинают издавать ритмичные звуки: хлопки, голос, топот и т.д. Всё это смотрится гармонично — вырисовывается мелодия.

— Каждый человек может быть музыкантом, здесь не нужны инструменты, здесь нужен голос, — говорит Кристиан. — Есть такая британская пословица: если можешь говорить, можешь и петь, а если можешь ходить — можешь танцевать.

После импровизации Майя предложила поучаствовать во фристайле двух-трёх добровольцев из зала. Но слушатели вдохновились, поэтому к группе присоединилось целых пять человек. Добровольцы быстро сообразили, что делать, и стали щёлкать пальцами, насвистывать мелодии и хлопать себя по коленям. Не перестающая улыбаться Майя сказала, что это была лучшая импровизация, и всех расцеловала в щёки.

Из зала попросили спеть ещё, и Майя исполнила несколько композиций. На одной из них известный автор афоризмов Аркадий Давидович, находившийся в зале в роли слушателя, не выдержал и выбежал танцевать с Майей, обняв и расцеловав её:

-По-моему, то, что я, несмотря на свою «молодость», бросился танцевать, говорит о том, какое произвела на меня впечатление её музыка.

Но песнями группами и очередью за автографами мастер-класс не закончился: слушатели ещё долго общались с музыкантами в неформальной обстановке. Это и неудивительно — не часто имеешь возможность встретиться и поговорить с ярким представителем любимого музыкального направления — джаза.

Портал culturavrn.ru

Текст: Инна Ефремова

Фото: Марина Пекарева

Постоянная ссылка