Соединили джаз с фолком

На очередном концерте «Джазовой провинции» в Воронеже этнографический ансамбль «Росстань» из Курской области исполнил старинные обрядовые песни в сопровождении бас-гитары, ударных и саксофона, объединив две традиции музыкальной импровизации — русскую народную и джазовую.

Голос вокалистки Светланы Егоровой перекликался с саксофоном Николая Винцкевича, характерное для фольклорных исполнителей притопывание — с ударами барабанщика Джоэла Тейлора, залихватскую мелодию русской песни невозмутимо выводил на своем инструменте басист Кип Рид… Артисты отплясывали в костюмах 200-летней давности и посвистывали на кугиклах, Леонид Винцкевич колдовал над «электронными» клавишами. А один из самых востребованных в США гитаристов-универсалов Майк Миллер «разрабатывал» непривычную для него русскую тему, с удивлением посматривая в сторону то одних (Винцкевичи), то других («Росстань») курян.

Воронежский зритель отнесся к эксперименту как минимум с доброжелательным любопытством. Кого-то, правда, смутило смешение стилей и эпох в одной, отдельно взятой солистке: «полународный» укороченный костюм, накладные ногти, модная прическа… Но пение типично фольклорного «ой, лели-лели» в джазовой манере отнюдь не казалось диссонансом.

Несколько композиций этого международного джаз-фолк проекта выпущены на диске. В будущем, возможно, появится и видеофильм.

Уникальный проект, не имеющий ничего общего с эстрадным фольклором, был давней мечтой бессменного арт-директора «Провинции» Леонида Винцкевича. Интересоваться подлинно народной русской музыкой он начал еще в 1970-е годы. Позже, работая в курской филармонии, в одной из поездок по родной области познакомился с записями сельских бабушек, собранными преподавателями и учащимися музучилища в городке Суджа. Винцкевич был поражен: вот где корни музыки Прокофьева и Стравинского! С тех пор Леонид немало экспериментировал с русскими мотивами как композитор. А когда при том самом училище (ныне — техникум искусств) образовался ансамбль «Росстань» под руководством Валентины Савенко», загорелся идеей сотрудничества.

— Мы пробовали играть вместе с начала 1990-х, с разными музыкантами. И вот наконец удалось собрать наиболее представительный состав и добраться до студии. Записывались по отдельности — выманить наших американских друзей в Курск, сами понимаете, непросто. Но я надеюсь, в будущем мы найдем время и спонсора, чтобы сделать полноценную пластинку, — рассказал Леонид Винцкевич.

Суджанский коллектив исполняет народные песни, «подслушанные» в окрестных селах, аутентично. По словам Валентины Савенко, в день выступления артисты даже между собой специально разговаривают на местном диалекте, чтобы «поймать» верную интонацию и произношение:

— А что касается импровизации, то это просто основа народного пения. Бабушки поют, например, одна устала высокие ноты тянуть, толкает подругу: «Подладь, а?» — и они как бы меняются партиями. Сколько раз поют одну и ту же песню — столько у нее версий. Как американцы импровизируют, мы не очень понимаем, смотрим на Леонида, что он подскажет делать.

Американцы, в свою очередь, только диву даются — русские поют не по канонам (как, собственно, принято в джазе), а «по настроению». Делать нечего, не навязывать же им свой музыкальный язык! Подстраиваются.

— Публика во всех городах, где мы уже побывали в этот раз в рамках «Джазовой провинции», принимает наш проект тепло, — отметил Леонид Винцкевич. — Но мне кажется, что мы немного не доросли еще до таких экспериментов. Нужно «объесться» американским джазом, чтобы понять, что будущее — за вот таким взаимообогащением разных направлений в музыкальной культуре.

Портал rg.ru

Постоянная ссылка

Автор: Татьяна Ткачева

Фото: Игорь Филонов