«Джазовая провинция» вошла в берега

Воронеж снова на целую неделю наполнился звуками джаза 

На открывшемся во вторник в Воронеже XVII международном фестивале «Джазовая провинция» оказалось немного джазового мейнстрима и больше того, что называют современной импровизационной музыкой. Воронежское трио «Happy55» устроило на сцене Большой Взрыв, шведские ветераны из «Трио Икс» вплетали в свои импровизации темы из Моцарта и шведских классических композиторов, «культурный посол Нью-Йорка» Майя Асусена поразила зал мощным, по-настоящему африканским соул-вокалом.

Последние несколько лет «Джазовая провинция» просто оккупирует Воронеж. К традиционным большим фестивальным концертам добавились выступления-сателлиты в местных клубах и кафе, фотовыставки, мастер-классы музыкантов. В этом году джаза в городе стало еще больше — кроме зала филармонии, мастера импровизации выступают также в кафе «Винил» и «Атмосфера», встречаются с поклонниками в книжном клубе «Петровский», дают уроки молодым музыкантам в колледже имени Ростроповичей. Еще одной приятной новостью стало участие в фестивале редактора журнала jazz.ru и преподавателя музыкальной журналистики в МГУ Кирилла Мошкова. Маститый журналист уже потыкал местных коллег мордочкой в то, что они пишут (по материалам прессы, освещавшей предыдущие «Джазовые провинции»), на мастер-классе и прочитал лекцию студентам журфака Воронежского университета. Сегодня, 8 ноября, он расскажет о 90‑летней истории российского джаза в «Петровском».

Первый концертный день показал, что у фестиваля появилось то, что называют форматом. Напомню, «Джазовая провинция» — передвижной фестиваль, за несколько недель посещающий города Центральной России. Не секрет, что раньше на «Провинцию» брали тех, кого удалось собрать и уговорить, по возможности привлекая в каждом городе местных джазменов (если они там существуют). Поэтому каждый концерт превращался в винегрет стилей и направлений. По нужде придумали и идеологию — дескать, мы хотим показать провинциальному зрителю как можно более широкий спектр современного джаза.

Судя по составу новой «Провинции», ее организаторы подошли к формированию программы более требовательно и целенаправленно. «Корни джаза уходят в черноземы на берегах Миссисипи, но ветви раскинулись по всему миру, и на этих ветвях можно обнаружить все, что угодно», — сказал на церемонии открытия Кирилл Мошков. Похоже, организаторы собирали плоды с этого дерева долго и вдумчиво, яблочко к яблочку. В результате в программе стало меньше традиционного джаза, который уже, слава Богу, перестал быть сенсацией для провинциального слушателя, и не осталось экстремистов-экспериментаторов. Программа стала более цельной и, пожалуй, однотонной.

Создатель и руководитель «Джазовой провинции» пианист Леонид Винцкевич и в собственном творчестве, и в фестивальной программе всегда стремился выйти из джазового мейнстрима. Его привлекало сочетание жанров, вплетение в стихию джаза других музыкальных направлений, характерное для современной импровизационной музыки.

Открыли воронежские концерты «Провинции» воронежские же музыканты — группа «Happy55», называющая себя «неджазовым трио», хотя пишут про них в основном на jazz.ru. Лично у меня музыка «Happy55» представляется саундтреком к учебнику физики элементарных частиц. «Наша музыка берет свои истоки в сказке, в сюрреализме и превосходит вычислительные способности человеческого разума», — сообщил слушателям лидер коллектива Ярослав Борисов. Не знаю насчет человеческого разума вообще, но мои вычислительные способности музыка «Happy55» превосходит на пару порядков. Ее композиции кажутся стремительным хаосом частиц, мечущихся между роялем и ударной установкой в обоих направлениях, сталкивающихся, распадающихся и сливающихся. Сквозь них лучами то света, то радиации проникают звуки кларнета. Как из всего складывается гармония — знает только Бог.

Молодых воронежских музыкантов сменили довольно уже пожилые коллеги из Швеции. «Трио Икс» из древней шведской столицы Упсала играет вместе уже четверть века, и, кажется, музыканты овладели за это время телепатией — судя по потрясающей слаженности игры. Их называют «профессорами джаза», однако их музыка звучит вполне современно и весьма темпераментно. Удивительно, но в странах Северной Европы очень много горячих джазменов. Как объяснил Мошков, в Скандинавии государство тратит много денег и усилий на поддержку местной культуры, но талант-то не купишь и подлинную страсть бюджетными вливаниями не вызовешь.

Как оказалось, шведские ветераны не уступают молодым волкам из Воронежа в энергии. Но, при всей звуковой эквилибристике, в их музыке чувствуется какая-то основательность, укорененность. В основе их композиций — произведения шведских композиторов, народные песни, от детских до застольных. А в одно из произведений вплетались знакомые, наверное, каждому звуки «Лакримозы». Каким-то образом даже реквием у шведских джазменов получился довольно оптимистичный. Позже к трем иксам присоединился хорошо известный воронежцам Лембит Саарсалу, саксофонист из Эстонии. Эту часть концерта ригористы «серьезной» музыки назвали бы ванильной. Баллады Саарсалу отличаются легкостью, солнечностью, жизнелюбием. «Трио Икс» уверенно поддержало собрата с другого берега Балтики. «Настоящий эстонско-шведский диалог, — с улыбкой прокомментировал саксофонист, — хотелось бы показать вам и российско-эстонский диалог, с Леонидом Винцкевичем, но, видимо, это произойдет на следующем фестивале». Саарсалу и Винцкевич сотрудничают с четверть века и уже выступали дуэтом в Воронеже.

Завершила первый концерт «Джазовой провинции» американская певица Майя Асусена, названная конферансье «культурным послом Нью-Йорка в мире». Пожалуй, по праву: я никогда не был в этом городе, но представляю его именно так — в виде чувственной, слегка вульгарной мулатки с великолепным вокалом. Помнится, Дженис Джоплин говорила, что выступать на сцене — «словно заниматься сексом с тысячами людей одновременно». Асусена делает это почти буквально, при довольно скупой пластике, одним голосом. Ключевыми словами любой ее песни являются «Ооооооооh, Yeeeeeees…» Нельзя не отдать должное ее музыкантам, легкими, ненавязчивыми штрихами они создают по-своему романтичную атмосферу большого города, на фоне которого кипит африканская страсть.

Портал mkommunar.ru

Постоянная  ссылка

Автор:  Леонид Диденко

Фото:  Юлия Миронова