Фестиваль. Умка ищет джаз

Фестиваль «Джазовая провинция» проходит уже в семнадцатый раз

Начинался он как локальное курское мероприятие, но быстро эволюционировал и уже давно радует любителей музыкальной импровизации далеко за пределами Центрального Черноземья. Так, в 2012 году концерты «Провинции» прошли среди прочих городов в Белгороде, Краснодаре, Красноярске, Липецке, Подольске, Орле. Программа передвижного фестиваля, посвящённого в этом году 90-летию российского джаза, рассчитана почти на месяц. Воронежские концерты оказались где-то в её середине. 

Помимо концертов в областной филармонии для воронежских любителей музыки были приготовлены и другие сюрпризы. Напомню: и прежде организаторы старались расширить рамки фестиваля. Но теперь выступления музыкантов в филармонии окончательно стали лишь частью весьма насыщенной программы. Получила своё развитие идея клубных выступлений гостей. А ещё за день до первого филармонического концерта началась серия мастер-классов и творческих встреч с гостями в книжном клубе «Петровский».

Американская певица Майя Асусена, приехавшая в Воронеж в качестве культурного посла Нью-Йорка, и её музыканты рассказали о любимых стилях, показали, как вместе создают музыку.

Утром следующего дня в Доме журналистов общался с воронежскими коллегами главный редактор журнала «Джаз. Ру» и портала www.jazz.ru Кирилл Мошков. «Как писать о музыке» — такую тему выбрал он для разговора.

Название встречи навеяно отчасти заявлением Фрэнка Заппы, что писать о музыке – это всё равно, что танцевать об архитектуре. То и другое в принципе возможно, убеждён Кирилл Мошков.

Музыка уже первого выступавшего в филармонии коллектива стала хорошей иллюстрацией эстетической широты тех, кто все эти годы формирует передвижную программу «Провинции».

Воронежское трио «Happy55» не исполняет джаз в строгом понимании термина. Но безусловно, это музыка в той или иной мере импровизационная. Иногда трио движется куда-то в сторону классики, но, скорее, всё-таки Дмитрия Шостаковича, чем Михаила Глинки. Впрочем, этот «Шостакович» уже послушал многое из современной музыки, трип-хоп, например. И джаз, конечно.

А вот выступавший в другой день квартет саксофониста Игоря Бутмана приготовил для воронежцев нечто более доступное пониманию: вкусный и питательный коктейль из джазовых стандартов и музыки из советских кинокартин и мультфильмов – этот традиционализм (немного ироничный) тоже оказался, разумеется, крайне уместен. Каким путём развивался бы советский джаз, если бы не прекратил существование СССР? Думается, Бутман и его компания ответили на этот вопрос исчерпывающе.

Так вышло, что в этом году коллективов из США и стран Балтии в Воронеже оказалось примерно поровну. Как не воспользоваться уникальной возможностью сравнить столь разные течения? Шведское «Трио Икс» показало совместную программу с саксофонистом из Эстонии Лембитом Саарсалу – давним другом фестиваля. Участники трио пианиста Мортена Шанца (Дания) приехали с танцовщицей из Марокко Аомари Рабаб.

Наши зрители всех участников принимали очень тепло. Пожалуй, не только успешным, но и даже триумфальным стало выступление в Воронеже для певицы из США Майи Асусены. Структурно, конечно, её песни, где есть чётко выраженные куплет и припев, – это блюз, фанк, соул, иногда реггей с элементами хип-хопа, но всё-таки не совсем джаз. Хотя впавшей в экстатическое (насколько это было возможно, сидя в мягких креслах отремонтированного филармонического зала) состояние публике, конечно, были неважны подобные мелочи. Майя обаятельна, артистична, голосиста. Музыканты, хоть и не демонстрировали особой завёрнутости музыки (перед ними просто не стояло такой задачи), явно не отстают от певицы ни в профессионализме, ни в обаянии.

Организаторы «Джазовой провинции» никогда не ограничивали музыкальный спектр фестиваля джазом ортодоксальным. На «Провинции-2012», как и прежде, представлена самая разнообразная музыка. Скандинавский джаз органично соседствует на концертах с джазом российским, увенчанные званиями ветераны-традиционалисты – с молодыми экспериментаторами.

В этом году нашлось, как видим, даже место для песенки из старого мультфильма про медвежонка Умку.

Да ведь и отец фестиваля, виртуозный пианист из Курска, Леонид Винцкевич и сам никогда не был чужд экспериментам. В этом году он подготовил совместную программу с фольклорно-этнографическим ансамблем «Росстань» Суджанского музыкального училища Курской области.

Портал: communa.ru

Постоянная ссылка

Автор: Виталий Черников

Фото: Михаил Квасов