Провинциальная история

В столице Черноземья прошел джазовый фестиваль

Семнадцатая по счету «Джазовая провинция», завершившаяся на днях, запомнилась не только яркими выступлениями. «Провинциальная» программа, в отличие от прошлых лет, включала многочисленные мастер-классы и творческие встречи. Кроме того, «подрос» формат: четыре фестивальных дня вместо привычных трех. Плюс ко всему организаторы подарили меломанам возможность послушать «живой» джаз в клубном формате.

Главное же, как всегда, происходило в филармонии. Незабываемые вечера, отмеченные концертами Феликса-Сабаль Лекко, Мортена Шанца, Лембита Саарсалу и многих других выдающихся музыкантов. Случались сколь удачные, столь и неожиданные сочетания. И даже музыкальные откровения. Но обо всем по порядку.

День первый: от Воронежа до Скандинавии

В качестве конферансье выступал главный редактор журнала «Джаз.ру» Кирилл Мошков (в прошлые годы, напомним, сеты объявлял Владимир Фейертаг). В роли ведущего Мошков, кажется, идеален: немногословен, спокоен, свободен и точен. В двух-трех фразах рассказывая предысторию явления, он тут же настраивал зал на нужный лад. Большой респект, как выражается молодежь.

Кирилл нашел правильным, что «Провинцию» открывало выступление воронежской группы. Трио «Happy 55», состоящее из пианиста Ярослава Борисова, кларнетиста Геннадия Чухлова и барабанщика Александра Битюцких, – коллектив, работающий за рамками мейнстрима. По признанию музыкантов, образная сфера музыки «Happy 55» лежит в области сказочного, сюрреалистического и трансцендентного. Композиции они именуют «звуковыми явлениями».

Первые две вещи программы воронежцев, «Котофей» и «Ангард», показались интереснее последующих. Действительно много сказочного, много атмосферных фрагментов. Частые смены ритмов, довольно резкие переходы. Веселые переборчики тревожно-пространственных звуков кларнета и периодически замещающие бас клавиши создавали, как ни странно, эмоционально легкую ткань. Полистилистичность лишь добавила прелести музыке. Особенно здорово в одну из композиций «вписался» кусочек поморского готик-фолка (даже так!) с подлинным «ритмическим безобразием», переросший в марш, на котором вещица и закончилась.

Следом на сцену вышли скандинавы. Шведское «Трио икс» через пару композиций превратилось в квартет, «доукомплектовав» состав эстонским саксофонистом Лембитом Саарсалу. Шведы выдали бархатный звук. Барабанщик почти не издавал тарелочного «грохота», контрабасист играл и смычком, и пальцами… Партии каждого из музыкантов были интересны и сами по себе, но «в связке» произвели еще более сильное впечатление.

При включении в процесс Саарсалу «Три Икс» стало фоном: саксофон даже по громкости доминировал. Настроение же музыки можно описать дискредитированным нынче словом «позитив». Очень порадовали авангардные фрагменты: заслуга «острого» баса и непредсказуемого сакса. Вышла индустриальщина, да такая вкусная…

День второй: время истеблишмента

Трио Мортена Шанца (Мортен Шанц – рояль, Мортен Анкарфельд – контрабас и Янус Темплтон – ударные), открывшее второй день, продемонстрировало то, что называют тонкой и интеллигентной музыкой. Прибалтийские деликатные ударные (барабанщик играл, в том числе, и щетками) и неразрывная связка «рояль-контрабас» суммировались в музыку тихого мегаполиса, извините за оксюморон. Очень спокойную, но живую. Волшебные, нежные клавишные звуки сдабривал яркий и шустрый контрабас, который, тем не менее, не забивал все остальное.

В третьей композиции появилась марокканская танцовщица. Что было, может, местами и в тему, но в целом вовсе необязательно. Сценическая визуализация музыки – явный тренд, но ведь «картинку» можно сделать какой угодно. Тут же обычная девушка демонстрировала незатейливые телодвижения – и только-то…

Выступление «Квартета Игоря Бутмана», случившееся во втором отделении, конечно, публику впечатлило. Кого – визуально, кого – музыкально. Коллектив, являющийся «торговой маркой» российского джаза (очень правильное, на мой взгляд, определение), действительно профессионален донельзя. Легенда советского джаза, сегодняшний американец, пианист Николай Левиновский, выступающий в составе бэнда, произвел впечатление по максимуму: яркая игра (зачастую – с немыслимой аппликатурой), молниеносное музыкальное мышление и тонкое чувство звуковых вибраций. Клавиши местами текучие, в меру мейнстримовые. Кстати, Николай – не только музыкант, но и композитор: «Квартет Игоря Бутмана» играл его вещь «Волжские напевы».

С Бутмана, извините за пикантную подробность, сошло семь потов. Выкладывался по полной. Исполнял вещи из знаменитой программы «Веселые истории», основанной на мелодиях советских мультиков. Безусловно, хорошо. И публика принимала на «ура». Но той джазовой деликатности, того органичного свободного мышления, которое присутствовало у иных резидентов «Провинции», не почувствовалось. Определение «музыка для истеблишмента», пожалуй, вполне отражает суть бутмановских экзерсисов…

День третий: интернациональный фьюжн

Случилось то, чего воронежские меломаны никак не могли предположить: курский пианист, основатель «Джазовой провинции» Леонид Винцкенвич просто-таки поразил публику своим новым проектом. Винцкевича всегда интересовали эксперименты на грани жанров и даже культур. Но на сей раз маэстро представил слушателям нечто потрясающе органичное, мощное и многогранное. В сотрудничестве с курским этническим ансамблем «Ростань».

Исконно русские, глубинно-фольклорные неритмичные (в силу особенностей нашей традиционной музыки) мотивы оказались сплетены с самым передовым языком джаза! Да еще как! Отдельно хочется отметить Николая Винцкевича – его вклад в проект поистине неоценим. Любопытно, что в создании этакого «русского готик-джаза» (идиотизм, на первый взгляд, но по-другому эту музыку не охарактеризуешь) поучаствовали иностранцы – гитарист Майк Миллер и бас-гитарист Кип Рид. Заграничные музыканты проявили тактичность, не навязывая свою национальную эстетику. Не все вещи показались равноценными, но, тем не менее, – очень круто. Альбом уже записан и даже издан на CD.

Выступление двукратного обладателя «Грэмми», легендарного саксофониста Эрни Уотса, завершавшее третий фестивальный день, показало Воронежу, что такое настоящий «корневой» джаз. Причем сыгранный актуально и не попсово. Уотс выступал с теми же музыкантами, что и Леонид Винцкевич в первом отделении (за исключением Николая Винцкевича и, разумеется, «Ростани»). В целом – ярчайший контраст с сетом Бутмана. Не по профессионализму, а по ощущению музыки.

День четвертый: да здравствует Франция!

Квинтет Леонида Шинкаренко «Jazz 5», с нетерпением ожидаемый воронежскими меломанами, презентовал новую программу «Island». Ярко, хотя и неброско: так бывает. И снова прибалтийские штучки! Бездна местного колорита, интеллигентность и полный пофигизм относительно запросов нетребовательной массовой публики. Вещи композитора Шинкаренко – непростые, не всегда доступные для понимания с первого «захода». Но стоит прислушаться – и очарование этой музыки захватит с головой. Здорово, да. И все-таки не они оказались хэдлайнерами вечера, хотя их сет и замыкал фестиваль…

Группа «Made in France» (Кати Пальвер – вокал, Андрей Боднарчук – гитара, Доминик ди Пьяцза – бас, Нэйл Герстенберг – саксофон, флейта и Феликс Сабаль-Лекко – ударные), кажется, не оставила, равнодушным никого. Эмоциональный и богатый вокал Кати удачно обрамлялся филигранными пассажами Герстенберга. Феликс Сабаль-Лекко, ни больше ни меньше, поверг в шок. В один прекрасный момент он запел, «получив» вокальную эстафету от Кати. Да так, что зал ахнул: кристально чистый голос, поразительно органичное чувство музыки и супердиапазон!

Его пятнадцатиминутное барабанное соло добило публику окончательно: бешеная смена ритмов, манер, техник, громкостей и скоростей – и все это не просто так, а со смыслом. И вот Феликс устал, руки потянулись за полотенцем. Несмотря на такую вольность, игра не прекратилась: Сабаль-Лекко продолжал отстукивать ритм… ногами!

После концерта Феликс вышел в фойе, к публике. С удовольствием общался, фотографировался, раздавал автографы, был чрезвычайно благожелателен. Так ведут себя великие музыканты…

Наверняка исполнители экстра-класса еще не раз сыграют на «Джазовой провинции». Публика ведь уровень фестиваля оценила: все четыре дня зал был забит. И не абы кем, а, по наблюдениям, музыкально грамотными гражданами

Портал bereg.vrn.ru

Постоянная ссылка

Автор: Сергей Попов