Игорь Бутман: «Вчера играл в хоккей с министром обороны»

Знаменитый джазовый саксофонист рассказал «МОЁ!» о том, как он проводит свободное время, о своём тяжёлом характере, о том, как к его оркестру отнёсся президент США, и немузыкальных пристрастиях

Народный артист России Игорь Бутман со своим квартетом стал одним из самых долгожданных гостей нынешнего фестиваля «Джазовая провинция». Он выступил 7 ноября в зале филармонии. А перед концертом пообщался с корреспондентами «Ё!».

«Я музыкант, то есть в политике дурак»

— В музыке вы уже достигли определённых высот, а в политике вы себя не хотели попробовать? Тем более опыт у вас есть — вы же были доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина.

— Я не уверен, что буду там так же хорош, как в музыке. Ещё наделаешь делов! А так с меня взятки гладки, я музыкант, то есть в политике дурак. Если серьёзно, у меня появились рычаги, с помощью которых я могу решать проблемы в своей сфере. Но на самом деле среди российских музыкантов много болтовни о трудностях, которые можно решить за минуту. Ко мне, например, не раз обращались джазовые музыканты с просьбой организовать профсоюз. Им это нужно для того, чтобы государство давало деньги на поддержку штанов. А когда я им предложил сдать взносы, сразу — ой, нам такой профсоюз не нужен! Я считаю, властям есть кого поддержать и без нас. До нас должна дойти очередь — после учителей, врачей. А чтобы власти хотелось поддерживать музыкантов, нужно качественно играть — чтобы были полные залы.

— То есть в России, по вашему мнению, не так много «качественных» джазовых музыкантов?

— Почему? Появляется хорошая молодёжь, есть известные музыканты старшего поколения — Винцкевич, Кондаков, Голощёкин, Кролл. Но наша музыка требует серьёзного подхода, а музыканты иногда считают, что если они научились играть пару-тройку стандартных вариаций и высокопарно говорить о джазе, то могут выходить на сцену. Такие концерты служат не очень хорошую службу искусству. А вот фестивали, как «Джазовая провинция», помогают держать планку.

— Почему же тогда вы за 15 лет впервые приехали на столь полезное мероприятие?

— Я выступал на «Джазовой провинции», но не в Воронеже, а в Курске и Брянске. Все как-то забывают, что у нас страна капиталистическая. У меня есть оркестр, которому я должен платить зарплату, не заплатишь — побьют. И есть концерт, а есть фестиваль, и, если они совпадают по времени, я должен подумать, могу ли я позволить себе отказаться от концерта.

— Вы дважды участвовали в ледовых шоу. А сейчас продолжаете кататься на коньках?

— Фигурным катанием не занимаюсь, хотя, если Илюша Авербух позвонит, я, как боевой офицер, всегда готов! А вот в хоккей играю часто. Вчера, например, катался с министром обороны. Каким? Новым, конечно, Шойгу (напомним, Сергей Кужугетович был назначен министром обороны 6 ноября. — «Ё!»)! Зачем мне прежний? (Смеётся.)

«Клинтон написал, что никогда такого джаза не слышал!»

— Когда вы выступаете перед первыми лицами государств, выходите с особым настроением?

— А как же! Владимиру Путину выдаём: «С чего-о начинается родина-а-а-а?» Шучу. Просто стараемся играть вещи, которые лучше получаются. В 2000 году, когда Россию с официальным визитом посетил Клинтон. Мы выступали перед ним. Сыграли три лучшие композиции. Клинтон потом в своей книге написал, что такого никогда в жизни не слышал. Он не врёт, ему зачем?

— Своих детей водите в музыкальную школу?

— Одного отправил (Игорь Михайлович имеет в виду старшего 16-летнего сына Даниила. — «Ё!»), но он в 12 лет решил уехать в Англию учиться. Так что музыкальную школу пришлось бросить.

«С братом решили остаться друзьями»

— Ваш брат Олег тоже музыкант, ударник. Но вы редко играете вместе. Не получается семейного подряда?

— Когда он начинал, я очень на него давил. Давление не всегда было справедливым. Теперь он вышел на самостоятельный путь, и мы действительно стараемся нечасто встречаться на одной сцене. У меня тяжёлый характер, я в плохом настроении могу придираться. Он со мной спорит, и начинается неконструктивность. В общем, решили остаться друзьями.

— Не очень верится в ваш «тяжёлый характер», когда вы, как сейчас, излучаете оптимизм…

— Нет, обычно я просто душка. Но могу быть вспыльчивым. И иногда жёстким. Недавно один тромбонист начал сильно выделываться, я тут же его выгнал, потому что такого в коллективе быть не должно. С другой стороны, мои музыканты смело обращаются ко мне со всеми проблемами — заболел, паспорт просроченный, денег нет, в милицию попал… Я стараюсь помочь. Но при этом меня любить не требуется. Мне надо сказать «здрасьте», сесть и здорово играть — этого довольно.

СПРАВКА

Более 150 джазовых фестивалей проходит ежегодно в России. Но среди этого многообразия «Джазовая провинция» занимает одно из самых почётных мест. Главное отличие «Провинции» от других фестивалей в том, что джазмены, как художники-передвижники, курсируют из города в город. В этом году «Джазовая провинция», например, побывала в 12 регионах, в том числе и в Воронеже.

Придумал «Джазовую провинцию» курский пианист Леонид Винцкевич в 1996 году, а в Воронеж фестиваль впервые приехал только 9 лет назад. Интересно, что организаторы «Провинции» не гоняются за именами, а готовят разнообразную программу с представителями самых разных направлений джаза — от классического до экспериментального. И нынешний фестиваль не стал исключением. С 6 по 9 ноября на сцене воронежской филармонии звучал американский, балтийский, североевропейский, французский джаз…

Портал moe-online.ru

Постоянная ссылка

Автор:  Анна Ясырева