Бутман сыграл для «Провинции»

Второй воронежский концерт фестиваля «Джазовая провинция» познакомил местную публику с трио Мортена Шанца (Дания) и квартетом Игоря Бутмана (Москва).

— Североевропейский джаз тесно связан, во-первых, с классической музыкой, в которой у скандинавов были такие величины, как Григ и Сибелиус, а во-вторых, с фольклором, который нам исторически близок, — сообщил, предваряя выступление датчан, главный редактор портала jazz.ru Кирилл Мошков. — Их музыка нам понятнее, чем американцам. В США, где джазовое сообщество вообще очень замкнуто на себе, коллективы из скандинавских стран имеют определенную известность — но так тепло, как в Европе, их там не принимают.

В Воронеже теплый прием музыкантам был обеспечен. Несмотря на то, что часть слушателей владела английским не настолько, чтобы разобрать пояснения Мортена Шанца — о том, что его группа представляла новый альбом «Conveyance» и что многие композиции были созданы под впечатлением от посещения Африки. Колориту в них добавляла марокканская танцовщица Рабаб Аомари, однако ее «партия» выглядела наименее осмысленной. Разве что звон побрякушек на костюме девушки временами подкреплял барабанную дробь Януса Темплтона.

Воронежцы по достоинству оценили изобретательность двух Мортенов — пианиста шанца и контрабасиста Анкарфельдта. Но чувствовалось, что люди пребывали в ожидании кульминации концерта — появления народного артиста России Игоря Бутмана.

К своей популярности, «конъюнктурности» и кажущейся «всеядности» он относится со здоровой иронией. Как бы понимая, что кто-то из зрителей в первую очередь вспомнит его участие в ледовых шоу, кто-то — выступления в поддержку одного из кандидатов в президенты РФ, — и спокойно оставляя это на их, зрительское, усмотрение. До первого саксофонного соло в концерте. Ну или до второго.

Квартет играл главным образом сочинения Николая Левиновского — легендарного советского джазового пианиста, в чьем ансамбле «Аллегро» когда-то мечтал играть (а позже и играл) начинающий музыкант Игорь Бутман. Сегодня мэтр — почти три десятка лет живущий в США — с молодым азартом садится за рояль в составе бутмановского коллектива.

— Как профессиональному композитору, мне всегда было интересно адаптировать для джазового исполнения материал, написанный в традиционной манере. Первым опытом были переложения народных песен — собственно, с ними ко мне в свое время и пришел успех. То есть я ориентировался на образцы американского джаза, но была и вот такая специфика, — напомнил Николай Левиновский. — После эмиграции в США я ассимилировался с тамошним джазовым сообществом, но интерес к экспериментам с обработкой музыки не иссяк. Теперь меня занимает классика. Совместно с Игорем Бутманом мы сделали, например, аранжировку сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада». Сейчас работаем над «Картинками с выставки» Мусоргского. «Русским джазом» я бы это не называл — все-таки джаз есть джаз, кто бы и где бы его ни исполнял, — но национальные особенности здесь имеются.

Перед концертом Игорь Бутман признался, что старается подбирать ключ к каждой аудитории, будь то завсегдатаи лучших джазовых клубов, бизнесмены или президенты (в 2000 году его квартет выступил в Кремле перед лидерами США и России).

— Естественно, мы используем такие «зацепки», чтобы покорить зрителя. Если в зале Владимир Путин, то можно быть уверенным, что на «С чего начинается Родина» он будет, как говорится, готов. Цзянь Цзэминь сразу откликался на аранжировку песни «Далеко, далеко, где кочуют туманы…», в Индии мы недавно были — так зритель встал на композиции «Луч солнца золотого», — рассказал Игорь Бутман.

Эти беспроигрышные «стандарты» — хитовые мелодии в импровизационной обработке — он предложил и воронежской публике:

— Следующей будет композиция Николая Левиновского «Волжские напевы». На тему «Ах, Самара-городок». Конечно, мы ее переименуем в какие-нибудь «Воронежские напевы»… «Напевы на Дону»… В расчете на успех.

К чести музыкантов, их расчетливость не ограничилась выбором произведений (среди тем для аранжировок была, к примеру, целая подборка мелодий из советских мультфильмов). Чтобы заслужить овации, квартет выложился по полной. По словам Бутмана, таково их профессиональное кредо:

— Да, мы много играем не только в клубах и филармониях, но и по заказу корпораций. Однако что такое эти «корпоративы»? Банкеты для толстосумов? Вовсе нет. Это концерты, купленные крупными компаниями в подарок своим сотрудникам. Можно подарить Стаса Михайлова, можно Елену Ваенгу. А можно — джазовый квартет. Бывает, люди не хотят идти в консерваторию и заказывают наш концерт, допустим, для десяти человек. Это их право. Мы же не имеем права на таком выступлении играть некачественно… Да, в России я стал знаменитым, достиг определенного уровня. Но было бы недальновидно хотеть и впредь остаться единственным в своем роде. Любому профессионалу нужны коллеги, конкуренты, продолжатели дела. Как могу, я стараюсь продвигать джаз — устраиваю гастроли хороших музыкантов, руковожу двумя клубами в Москве, принимаю в свой оркестр перспективную молодежь. Но к музыке нужен очень серьезный подход. Многие, едва выучив два-три «стандарта», научившись импровизировать и высокопарно рассуждать, уже заявляют о себе как о джазменах. Но то, что они играют, не имеет отношения к джазу. Наша задача — поднять и удерживать планку, на которую бы молодые равнялись.

Портал rg.ru

Постоянная ссылка

Автор: Татьяна Ткачева

Фото: Игорь Филонов