Гитарист-виртуоз Иван Смирнов в Воронеже: «В Майндорфе нас слушали Владимир Путин, кабинет министров и Кондолиза Райс»

9 марта в рамках проекта «Джазовые сезоны» в Воронеже выступил квартет российского гитариста-виртуоза Ивана Смирнова (состоялось по концерту в филармонии и в пабе O`Hara). 10 марта в книжном клубе «Петровский» прошла творческая встреча с музыкантами и показ документального фильма «Иван» о лидере коллектива (режиссер Владимир Жаров). Смирнова отличают «выверенная точность академической школы, элементы свободной импровизации, взаимопереплетения славянского, азиатского, кельтского, испанского фольклора и очевидное влияние рок-музыки». Все это сделало квартет любимцами импровизационной сцены.

Лидеру коллектива не мешает даже незаконченное музыкальное образование. Во время концерта господин Смирнов с иронией называет себя «неучем», намекая на то, что его «произведения достаточно демократичны и не тяжелы для восприятия».

Виртуозный гитарист, блистательный композитор и великолепный импровизатор Иван Смирнов в нашем городе работал не в первый раз. Теперь – в компании с уникальным музыкантом Сергеем Клевенским, в арсенале которого есть дудочки из воронежской глубинки, и сыновьями Михаилом и Иваном Смирновым-младшим. И то, что Иван Смирнов играет на сцене с близкими родственниками, ему весьма помогает. Как результат – полное взаимопонимание.

— Мы не репетируем уже лет 15, встречаемся только на сцене, — бравирует лидер квартета. — И это не значит, что мы аморфны, мы – в развитии. В том числе каждый развивается сам по себе. …Миша к ста фильмам музыку написал, он повернут на кино, у них группа Art Ceilidh пользуется популярностью, они выступали у вас на Платоновском фестивале. Ваня постоянно занимается своей музыкой.

На этот раз концерт квартета в Воронеже вызвал интерес бизнес-элиты. Впрочем, господину Смирнову к вниманию элиты не привыкать.

— Мы играли в Белом доме, — припомнил Иван Смирнов в Воронеже. — Я играл с Димой Сафоновым в Майндорфе, в Барвихе – это исключительное такое место, настоящий замок. Слушателями были Владимир Путин, весь кабинет министров и Кондолиза Райс. В «Лукойле» играли… Хотя, конечно, приходится сталкиваться с определенными клише: «А почему вы не поете?» Но, если честно, нас все и везде хорошо принимают. Как раз потому, что мы не поем. У нас музыка – и всем все понятно. Это международный язык.

На высказывания некоторых музыкантов о том, что корпоративные вечеринки с приглашенными артистами составляют львиную долю их заработка, Иван Смирнов только пожимает плечами:

— Это относится к представителям шоу-бизнеса. Тем, кто их приглашает, интересно, чтобы приехали живые обезьяны, вот, пожалуйста, можно потрогать. Или «А у меня знаешь, кто играет? Да вон, Филька»…

А вот что актуально и для представителей пресловутого шоу-бизнеса, и для авторов альтернативной сцены, так это мизерные авторские отчисления.

— У меня авторские — такие слезы, — рассказал Иван Смирнов и привел любопытный пример. — Один знакомый, мы с ним работали в «Арсенале», Андрей Виноградов, делал рассылку в Интернете и случайно послал свою музыку какому-то известному реперу. Репер послушал, ему дико понравилось, он 15 секунд вставил в свой трек, и Андрей за это получил 50 тысяч долларов. Он сразу с семьей поехал по Европе путешествовать.

Да и шедевры каждый день писать не получается. «Питер Гэбриэл ничего семь лет не издавал, и это не значит, что он исписался. А как Пол Маккартни, все время выдавать на-гора, не каждый может». При этом у господина Смирнова, например, появляется масса музыки, которую он не будет играть на сцене, а что-то ему уже хочется издать для истории. Но все время музыканты следят за творчеством коллег (у Смирнова это Пако де Лусия и вечно молодые «Роллинг Стоунз»), идет сложная внутренняя работа.

Текст и фото: Марина Новикова

Портал «Абирег»

Постоянная ссылка