Концерт для особенных людей

В Воронеже выступили «Волковтрио» и Сергей Старостин. Их концерт в областной филармонии стал продолжением программы масштабного проекта «Джазовые сезоны»

За час до начала концерта контрабасист Владимир Волков и фольклорист Сергей Старостин нашли время для встречи с журналистами.

У каждого из этих музыкантов немало проектов и коллабораций. Старостин выступает в составе Moscow Art Trio с Аркадием Шилклопером и Михаилом Альпериным. Имя Волкова указано, например, на обложках записей Леонида Фёдорова и «Аукцыона», Сергея Курёхина и «Популярной механики». Отличались ли методы сотворчества в первом и втором случае?

— «Методов», подходов особых не было, — ответил Владимир Волков.

– Есть задача, которая исходит из песни или инструментальной композиции. Песня поётся, музыканты играют. — Многое зависит от персоналий, — добавил Сергей Старостин.

– От того, как они друг с другом взаимодействуют, как друг друга чувствуют и слышат. Всё это очень важно. Если сравнивать контакт «Володя – Лёня» — это одна история. «Володя – Серёжа» — другая, «Лёня – Серёжа» — третья, «Володя – Лёня – Серёжа» — четвёртая.

— Взаимоотношения с Курёхиным я бы именовал «фри-джаз» или «авангард», — продолжил мысль Волков. – Это был язык, который, в общем-то, и не язык. А некое постоянное отрицание традиционного языка… Но при этом его использование в определённых последовательностях, новых и неожиданных – или, наоборот, ожидаемых. Про «Поп-механику» я не говорю – она не имеет отношения к вопросу о «музыкальном взаимоотношении». Это всё-таки была уже театральная глобализация.

— Пожалуй, ты верно сказал про отторжение языка при том, что он используется! – отреагировал его соратник. – Так с подростками случается. Они говорят: «Терпеть не могу музыку!». А при этом в ушах всё время какие-нибудь наушники.

Этим двоим доводилось участвовать в создании музыки, вдохновлённой и, условно говоря, «модернистской поэзией» (случай Леонида Фёдорова), и более архаичными, фольклорными пластами, но подобное противопоставление и Волков, и Старостин явно считают мнимым.

— Я занимаюсь анимационным проектом «Сергий Радонежский». Мой коллега, композитор Александр Маноцков поехал на фестиваль анимации в Суздаль. Там затеялся у него разговор с другими участниками. «А вы чем занимаетесь?» — «Сергием Радонежским». Ну понятно, думают, заказуха РПЦ… А он говорит: «Ну да, мы песни пишем на стихи Хармса, Введенского…». И все: оппа!.. Как-то заказухой не очень пахнет! Почему-то, как ни странно, именно Введенский и Хармс более отвечают представлениям о Преподобном, чем вся духовная поэзия классических поэтов. И современных авторов, которые, казалось бы, напрямую пишут об этом. А вот напрямую-то не получается! – признался Старостин.

Как сказал кто-то из них, «архаика для сегодняшнего человека – это авангард, если так уж разобраться». Таким проектам этой компании единомышленников, как «Душеполезные песни на каждый день», сложно найти определённую «форматную» полку. По мнению Старостина, этот проект, хоть и тепло принят слушателем, «должен звучать редко, и приходить на такие концерты должны какие-то особенные люди. А мы – их энергией заряжаться».

Впрочем, когда кто-то из журналистов начал свой вопрос словами «Ваши проекты считаются «музыкой для подготовленного слушателя…», на лицах наших собеседников появилось удивление.

— Мы ценим того слушателя, который слушает, — сказал Владимир Волков. – На каком уровне подготовки? Если он слышит, то слышит, а если нет… Иногда мы видим на концертах детей, которых привели родители. Наверное, родители ходили когда-то на концерты Фёдорова или «Аукцыона». А потом дети приходят на концерт уже сами.

— Как можно подготовиться слушать Боба Марли? – засмеялся Сергей Старостин. – Выкурить какую-то определённую «историю»? Как можно подготовиться слушать Тома Уэйтса? Выпить виски?

Музыканты не считают себя вправе учить кого-либо мастерству, готовить в стенах вузов «Старостина-2» или «Волкова-3» . В том числе, видимо, и потому, что знают многих людей, для которых это – призвание. Для Сергея Старостина таким человеком стала наша землячка, профессор академии искусств Галина Сысоева:

— Это дар уникальный! Галина Яковлевна, можно сказать, оплот южнорусской традиции на сегодняшний день. Один из самых интересных, самых вдумчивых, самых глубоких специалистов… Человек штучный не только в Воронежской области, но и на территории России.

То, что звучало вскоре после нашего разговора со сцены, конечно, не является «джазом» в строгом смысле слова. На концертах Сергея Старостина и «Волковтрио» встречаются фри-джаз, фольклор, рок, — и рождается чудо.

— Конечно, эти песни я «присвоил». У меня спросят: откуда они, из какой деревни? Я буду говорить: «Это мои песни, из моей деревни». Прежде всего я музыкант и подхожу к услышанному и увиденному мной с позиции музыканта. Если бы я подходил с каких-то иных, комплексных представлений о традиции, я бы, наверное, забросил то, чем занимаюсь, и уехал бы выращивать картошку в Тамбовскую область, где у меня вотчина родительская, — говорит Старостин.

Зашёл на встрече с журналистами разговор и о тех музыкальных проектах, что уже в прошлом. В первом своём ансамбле Владимир Волков играл с совсем юным тогда саксофонистом Игорем Бутманом:

— Я учился в музыкальном училище при консерватории, и там было эстрадное отделение. Для нас, классиков, это было как красная тряпка. Там учились в основном абсолютно асоциальные по нашим представлениям личности, сложившиеся рок-звёзды из «Россиян», «Землян»… Поскольку нужно было иметь какое-то образование, для них придумали эстрадное отделение. И было джазовое отделение, где я и познакомился с Бутманом. Джем-сейшны проходили в наших классах. Потом появился ансамбль, где Игорь был заводилой. Мы даже играли на фестивалях.А через два года меня потянуло в другую музыку.

После пресс-конференции я попросил Владимира Волкова оставить автограф на обложке альбома «Время, вперёд» — его совместной записи с Сергеем Курёхиным и Кешаваном Маслаком. Сделана она незадолго до смерти Курёхина, это один из последних оставшихся на плёнке его проектов.

— У меня, по моему, и нету такого! – признался музыкант. – Я издателю говорил: «Неправильно, что я тут указан первым!». Но он сказал, что сделал это сознательно, так как тут есть две или три записи уже без Курёхина, сделанные на концерте… Как возникла эта запись? По моему, как обычно, что-то делалось для кино. А потом должен был состояться концерт, была назначена дата. Я приехал в Москву, и мне сказали, что Сергей в больнице. И всё отменилось.

Газета «Коммуна»

Текст Виталия Черникова

Постоянная ссылка