В Воронеже выступило трио Анджея Ягодзинского

Любые творческие эксперименты с классической музыкой всегда сложно воспринимаются обществом. Однако участники трио Анджея Ягодзинского еще 20 лет назад доказали всему миру, что современная джазовая обработка известных всем опер, симфоний способна ярче раскрыть гениальных авторов, разнообразить звучание их произведений. На минувшей неделе в этом смогли убедиться и жители Воронежа, на концерте польского трио в Филармонии.

Коллектив представляет собой музыкантов из трех разных поколений: так, сам Анджей родился в 1953 году, и сейчас ему 60, барабанщик Чеслав Бартковский этой весной отпразднует свое 70-летие, а самый молодой участник трио, контрабасист Адам Цегельский, только в 1990 году впервые вышел на сцену.

Музыканты приготовили сюрприз для воронежских любителей джаза – во втором отделении, вместе с вокалисткой Агнешкой Вельчинской они исполнили свой новый цикл произведений, созданный на основе польских народных песен и протестантских песнопений. Корреспонденты «ГЧ» встретились с Анджеем перед концертом и узнали, как коллективу удается так гармонично сочетать совершенно разные вещи.

Альбом-шок

Первая пластинка команды – «Шопен» – произвела фурор не только в Польше, но и в других странах. «Миксовать» джаз и классику до трио Ягодзинского не решался никто:

– Было неизвестно, насколько можно «менять» Шопена, чтобы он оставался собой. Сегодня, по прошествии двух десятилетий, становится ясно, что «реформировать» музыку великого композитора можно сколько угодно, и он все равно останется узнаваемым Шопеном, – рассказыват Анджей Ягодзинский. – Наш первый альбом стал настоящим шоком для общества, но с течением времени даже любители классики признали, что благодаря джазу известный материал звучит по-новому.

Лидер коллектива не сразу пришел к фортепиано – Музыкальную академию в Варшаве он окончил с дипломом валторниста:

– Мы часто выступаем совместно с симфоническими оркестрами, и я уверен, что идея совмещения джаза и классики, таких концертов не пришла бы, если бы я не получил классического музыкального образования, – говорит Анджей.

Музыка для элиты

По мнению пианиста, лишь небольшой процент слушателей способен понять джаз:

– Наш материал сложен еще и потому, что представляет собой синтез двух различных направлений. Классика – это музыка для элиты, но и джаз тоже, – считает Анджей. – Судя по этому, наше творчество адресовано, скажем так, «элите элит». В Польше происходит много интересного в плане такой музыки, и я рад, что в России джаз также набирает популярность.

Михаил Митропольский – известный джазовый обозреватель, радиоведущий и конферансье концерта польского трио – отмечает, что польская джазовая школа является одной из самых сильнейших в Европе:

– Она выпустила множество джазменов, чьи имена вошли в историю мировой музыки. И в этом смысле трио Анджея Ягодзинского совершило настоящий прорыв – сначала экспериментами с произведениями Шопена, а теперь и циклом духовной музыки.

Газета «Галерея Чижова»

Текст: Яна Курышева

Фото: Александр Томилин

Постоянная ссылка