Al Di Meola: «The Beatles изменили моё отношение к музыке»

Эл Ди Меола по праву входит в список «величайших гитаристов современности». Владея уникальной техникой игры, построенной, казалось бы, на классических джазовых и фламенко-приемах, он сумел выработать свой неповторимый стиль, который сложно спутать с манерой игры его современников. Музыканта называют одним из самых «быстрых» гитаристов планеты, а количество титулов и наград (включая знаменитый «Грэмми») в его арсенале давно насчитывает несколько десятков. Но важно, конечно, другое — сама музыка.

Ровесник рок-н-ролла и один из самых влиятельных гитаристов Земли, Эл Ди Меола вобрал в свою исполнительскую манеру так много влияний и музыкальных течений, что повесить жанровый ярлык не удается не то что на все его творчество, но даже и на отдельно взятую композицию. В течение одной инструментальной пьесы музыкант может переходить от риффов на низких струнах до скоростных «запилов» в правой части грифа, и от мягкого полуакустического звучания до серьезных и относительно тяжелых музыкальных ходов. Все это воронежским меломанам довелось увидеть и услышать 8 апреля в Воронежском концертном зале. В рамках российского тура великий Эл Ди Меола посетил столицу Черноземья.Перед началом концерта, нам удалось пообщаться с музыкантом.

NP: Ваша программа частично посвящена музыке легендарных «The Beatles». Расскажите о вашем первом знакомстве с творчеством знаменитой четверки и о том влиянии, которое она оказала на вас.

— Мне было лет 9 – 10, когда я впервые услышал «The Beatles». Сказать, что их музыка сильно на меня повлияла — это значит не сказать ровным счетом ничего. Они воспитали целое поколение музыкантов, вдохновили сотни, если не тысячи молодых людей на то, чтобы учиться играть на гитарах и сочинять песни. Моя музыка принципиально другая,но я научился у них пониманию значения гармоний и сильных мелодий в песнях.

NP: Вы выросли в эпоху становления рок-н-ролла, в которой «битлы» играли далеко не последнюю роль. Расскажите немного об этом времени и о том, какое место в ней занимала ливерпульская четверка.

— Это было очень интересное время, пожалуй, самое прогрессивное и динамичное в истории музыки. За десять лет существования «The Beatles» они полностью изменили  представление о роли и месте музыки в обществе, и если до них популярная музыка занимало место общепита и ширпотреба, то они сумели вознести её до уровня настоящего серьезного искусства. Они экспериментировали со звуками, инструментами, жанрами, тем самым показав всему миру, что музыка не имеет границ, и что рок-н-ролл — это не только три аккорда на гитаре.

NP: Несмотря на то, что вы являетесь одним из лучших гитаристов мира, у вас нет ни одной совместной записи ни с одним из участников великой четверки. С чем связано подобное недоразумение?

— Я был бы счастлив поработать с кем-нибудь из них, но, к сожалению, не все в данном случае зависит от меня. Для меня отрадно уже то, что пару лет назад я сделал запись на студии «Abbey road» — легендарной студии, где писались Битлы. Кроме того, однажды я снял в окрестностях Нью-Йорка дом на пару дней, и по счастливому совпадению моим соседом оказался Пол Маккартни. Мы несколько раз встретились, пообщались, но до совместных проектов пока не дошло.

4e0657237042a5b1a2a3abb1b133bcb3_p18lg44565fvs12691r3017f3kac18
NP: В разное время вы играли совершенно разноплановую музыку, у вас есть альбомы в абсолютно разных жанрах. Что представляет ваша музыка сегодня? Можно ли её как-то стилистически охарактеризовать?

— Пожалуй, нет.  Я действительно в разные периоды жизни увлекался разной музыкой, но сейчас то, что я делаю — это стопроцентный симбиоз всего, что я переслушал и переиграл.

NP: В одном из интервью вы сказали, что пока у человека есть мечта, у него есть стимул двигаться дальше, развиваться и творить. А что делать, когда мечта сбылась?

— Моя мечта сбылась, но я ещё немного в ней пребываю. Поэтому затрудняюсь ответить.

Неожиданно начавшийся днем и усилившийся к вечеру дождь ничуть не испортил настрой зрителей пришедших на концерт. Приятное возбуждение и здоровый ажиотаж ощущались уже в фойе зала. После символической задержки и небольшой вступительной речи организаторов на сцену выходит самый значимый человек этого вечера — Эл Ди Меола. В Россию знаменитый гитарист приехал не один, а с двумя музыкантами — пианистом, с которым Меола сотрудничает чуть ли не с 80-х годов прошлого века, и барабанщиком. Трио начинает: звучит несколько относительно новых авторских произведений, в ходе которых музыканты и зрители обоюдно прислушиваются друг к другу, пытаясь уловить общее ощущение и гармонию вечера. Меола безупречен. Ноты переливаются, порой, в причудливые комбинации, находясь  при этом в относительных рамках того или иного стиля. В этом и заключается величие музыканта: не ограничивать себя пределами какого-либо жанра, и при этом не уходить в откровенный авангард и музыкальную анархию.

Первое отделение проходит во внимательной и тщательной со стороны большинства зрителей попытке анализа всего происходящего на сцене. Композиция следует одна за другой, лишь прерываясь аплодисментами и криками «Браво». Во втором отделение публика заметно расслабилась. То ли музыканты разыгрались и поймали нужную волну, то ли битловская магия посредством гитарных вибраций влетела и поселилась в зале – вопрос так и повис в воздухе. Из музыкального наследия «The Beatles» на воронежском концертепрозвучали «Blackbird», «She’s leaving home», «And i love her», «Because», «Being for the Benefit of Mr. Kite». Все песни, кроме, пожалуй, последней — вещи балладного толка, поэтому вдвойне приятно «слушались» в аккомпанементе полуакустической гитары, мягкого рояля и приглушенных ударных.

Резюмируя, можно однозначно  сказать, что концерт получился. Подобная музыка, что называется,»на любителя», причем в данном случае это не просто абстрактное оправдание непонимания со стороны части слушателей (по большому счету вся музыка «на любителя»), но и объективная истина: композиции Эл Ди Меолы сложны стилистически, следовательно непросты для восприятия. Однако мастерство и оригинальность мышления музыканта не оставляют сомнения даже у самых законченных скептиков.

Текст: Сергей Хуторной

Фотографии: Александр Битюцких

Сайт  Nightparty.ru 
постоянная ссылка