Воронежцы могут пропустить самое важное в «Джазовой провинции»

«Организация концертов – это лишь видимая часть айсберга», — так говорит о деятельности оргкомитета «Джазовой провинции» продюсер Александр Лукинов. На пресс-конференции с журналистами они вместе с главным редактором самого влиятельного отраслевого журнала Jazz.ru Кириллом Мошковым осветили программу предстоящего фестиваля и поговорили об инфраструктурных проблемах.

После обычных вводных слов Александра Лукинова о XVII «Джазовой провинции» Кирилл Мошков расставил акценты в программе фестиваля. По его словам самые интересные события могут пройти мимо широкой публики. Это не то, что первым бросается в глаза, но в музыкальном плане является самым перспективным. Первое — выступления корифея джаза Эрни Уоттса, второе – сотрудничество Леонида Винцкевича с фольклорным ансамблем «Ростань». Это обязательно надо слушать.

«Здесь все дело в уникальной личности основателя фестиваля Леонида Винцкевича. Его вклад в развитие джаза и культуры в нашей стране очень весом. Во-первых, он был одним из первых музыкантов, выезжавших на гастроли в США, начиная с 1988 года и далее каждый год. Он один из немногих отечественных джазовых музыкантов, который ежегодно проводил там по три, четыре, недели. По нынешним временам это большая редкость: американский рынок очень замкнутый, он в основном интересуется своими музыкантами. Музыканты из другой страны вызывают в лучшем случае вежливое удивление: «Как там тоже такое есть?» Во-вторых, он сочетает в своей музыке самые разные влияния: он закончил казанскую консерваторию как академический композитор классической музыки, он джазовый пианист, и он всегда очень интересовался фольклором. Работа с нестандартным джазом началась с того, что он услышал в Белгородской области в селе Фощеватово народный хор, в пении которого нашел гармонии Стравинского. Он будет показывать свой новый проект в Воронеже на фестивале. Возможно, это музыка с меньшим потенциалом популярности, чем его сотрудничество с вокалисткой Ив Корнелиус, которое он представлял в прошлом году, но в музыкальном плане это одно из важнейших событий фестиваля!

Очень важно, что у нас будут участники с родины джаза – США. Вообще русский человек любит, чтобы ему пели. Если поют не на русском языке – это еще можно потерпеть, если поет красивая экзотическая женщина. Это будет, но, несмотря на то, что Майя Асусена блестящий профессионал, не она самый интересный американский участник, а Эрни Уоттс. Это наша возможность услышать подлинную музыкальную традицию, тот самый корневой американский джаз, каким он был в 50-60 годы развития джазового американского искусства. Это возможность соотнести наши представления о современном джазе с золотой эпохой джаза. Мы, конечно, не можем привезти очень дорогих музыкантов, как например Сони Роллинса, который до сих пор выступает, но один его концерт стоит как бюджет Воронежской области. Зато мы можем привезти Эрни Уоттса. Молодые музыканты учатся играть на этом до сих пор: придя на первый курс колледжа, они изучают соло Чарли Паркера, на втором – соло Джона Колтрейна, Сони Роллинса и Эрни Уоттса!»

Потом разговор от участников фестиваля обратился к основным проблемам джаза в России и в мире и к тому, как надо выстраивать «инфраструктуру джаза».

«Сейчас джазу в Америке очень трудно: почти отсутствует государственная поддержка культуры. Там люди полагаются на частные фонды, на прямую инициативу слушателей, на движение «корней и травы» (grass&roots)- когда люди на низком уровне, на уровне кварталов проводят культурные инициативы. Как и везде в мире джаз занимает 3% от всех продаж, и это правильно: это самая подготовленная городская высокообразованная аудитория и самые подготовленные музыканты. С этим ничего не поделаешь – эта музыка требует именно такой аудитории и такого уровня подготовки музыкантов. В Европе сейчас сложилась своя джазовая сцена, особенно сильная в северной части континента.

Не потому, что там много талантливых людей – их там столько же, сколько в любой стране. А потому, что там государство очень правильно поддерживает музыкантов. Как у нас работает поддержка артистов? Их берут на работу в филармонию и выплачивают им зарплату. Там же им оплачиваются все гастроли и все перемещения по миру. Поэтому норвежские, датские, шведские артисты доминируют сейчас на европейской джазовой сцене.

В программе фестиваля несколько представителей североевропейской джазовой сцены. Это эстонский саксофонист Лембит Саарсалу, который в этот раз приезжает в составе «Трио Икс». Это отличительная черта джаза: это не музыка стабильных составов, это музыка, где люди объединяются ради реализации идей. Музыканты встретились, записали один-два альбома, устроили гастроли и больше этого коллектива не существует. Принцип этой музыки – это музыка идей, личностей, а не маркетинга. Когда есть успешный коллектив, типа Rolling Stones, он может существовать 40-50 лет в неизменном составе, исполнять одни и те же песни и зарабатывать деньги. С джазом другая история. Помимо Лембита Саарсалу приезжают шведы трио Мортена Шанца – это очень сильные европейские музыканты. Я пока не видел, тот проект джазового танца, который они представляют, но уверен, что это будет интересно. И неожиданный срез джазовой сцены – Литовский коллектив «Jazz5». Все участники этого коллектива уже приезжали на «Джазовую провинцию» в разных составах. Они играют авторскую джазовую музыку собственного сочинения. Вообще литовская школа джаза наряду с польской – самая сильная на восточно-европейской сцене.

Что касается российских участников, нельзя обойти вниманием и концерт Игоря Бутмана: сейчас это самый влиятельный музыкант в нашей стране, успешный и в коммерческом и в творческом плане. Но очень важно, что в программе есть воронежский коллектив «Happy55». Они стоят на грани прогрессивного рока и современной импровизационной музыки, но им нелегко находить достаточно подготовленного слушателя для своего творчества. А на подготовку слушателя уходят годы. 5 лет назад мы представляли их в Москве на фестивале Jazz.ru и их выступление очень хорошо запомнилось московской публике».

Александр Лукинов добавляет, что они постараются организовать отдельную площадку для воронежских музыкантов, чтобы привлечь внимание аудитории к их творчеству. «Понимаете, местных музыкантов нужно поддерживать для того, чтобы в городе была нормальная живая музыкальная сцена», — перебивает Кирилл Мошков. – « Я всегда поражаюсь, когда езжу на фестивале в Европе, как люди встречают своих! Они могут пожертвовать приезжей звездой американского джаза, чтобы послушать местный коллектив, который они могут услышать в любое другое время. Это очень правильно, потому что без этого местная сцена не будет развиваться. Наконец-то в каждом городе «Джазовая провинция» перестает быть единственным джазовым мероприятием в году. Если не будет еженедельных концертов в клубах (куда приходят 30-40 человек, но приходят же!), если не будет ежемесячных концертов в филармонии, опять сложится безвоздушное пространство как 17 лет назад, в котором фестивалю будет трудно существовать. Я помню первые концерты 1998 года в городах типа Тамбова, где это был первый джазовый концерт за последние 4 года. Приходили люди и не верили своим глазам: «Как джаз, опять!?»

Сейчас организаторы надеются, что благодаря их десятилетней деятельности, ситуация изменилась. Есть заметные системные сдвиги; спрос рождает предложение. Появился ряд клубов, которые готовы работать с джазовыми коллективами, открылось эстрадное отделение, которое будет готовить местных джазовых музыкантов. В дальней перспективе – создание отраслевого клуба, специализирующегося на джазе. Но пока там некому выступать: невозможно каждый день привозить музыкантов из Москвы и Питера. «Практика показывает, что специализированные клубы хорошо работают, когда есть хотя бы музыкальные отделения училищ», — добавляет Кирилл Мошков. Именно поэтому организаторы так много говорят о создании музыкального джазового образования – это один из важнейших элементов инфраструктуры джаза. Должен сложиться непрерывный культурный процесс, конкурентная среда молодых музыкантов. Этой цели служит и новый проект «Джазовых сезонов», который пока что будет восполнять дефицит местной сцены «привозными» музыкантами.

О позитивных сдвигах свидетельствует и отдельная инициатива администрации парка «Орленок», где летом проходили джазовые вечера. В обществе есть потребность в живой музыке. И пусть это 3% аудитории, но это будет самая образованная и подготовленная часть общества, которая может повести за собой других.

Портал culturavrn.ru

Автор Виктория Лушина

Постоянная ссылка