Игорь Бутман о джазе, президентах и своих увлечениях

В Воронеже знаменитый джазовый саксофонист Игорь Бутман рассказал о том, какую музыку он играет перед президентом.

«Джазовая провинция» набирает свои обороты. В этом году впервые фестиваль в Воронеже посетил звезда российской и зарубежной джазовой сцены — Игорь Бутман. На встрече с журналистами Игорь Михайлович рассказал о том, чем он увлекается, как относится к новому министру обороны и почему не дает своим саксофонам имена.

О джазе и о президентах…

— Игорь Михайлович, массовой аудитории вы наиболее известны среди джазовых музыкантов. Скажите, не давит ли такое бремя на вас?

— Ну это бремя такое, приятное. Мы играем, выпускаем джазовые пластинки. Добились определенных успехов, завоевали доверие людей. Но у меня есть и понимание того, что быть одному самым хорошим и самым известным, это хорошо, но недальновидно. Хочется, чтобы была и здоровая конкуренция, с кем было бы сотрудничать в мире. Мы работаем, чтобы как можно больше людей полюбило нашу музыку, которую мы считаем одной из самых современных и динамично развивающихся, но требующих серьёзного подхода. Иногда музыканты считают, что если они научились немножко импровизировать, играть пару-тройку стандартов и высокопарно говорить о джазе, то они могут выходить на сцену. И такие концерты служат не очень хорошую службу искусству. Мы стараемся поднять планку. Такие фесты как «Джазовая Провинция», которые продвигают эти идеи высокого качества джазового искусства, делают правильное дело. И я считаю, что джазовая общественность должны объединяться — ведь нас не так много и, к сожалению, поддержка у нас не такая уж мощная…

— А почему же нет мощной поддержки? Ведь президенты вас слушают.

— Ну во-первых, президенты слушают не только нас. А во-вторых, мы сами должны доказать, что мы чего-то стоим. И мы доказываем… Та же «Джазовая провинция» — я всегда и везде говорю, что это важно. Но ведь у государства масса других задач — есть учителя, есть проблемы бюджетников. Всему свое время. А вообще, главное, чтобы у нас экономика в стране была такая, чтобы бизнес мог поддерживать культуру, а не президент. А мы, как музыканты должны давать качество, выходить на мировой уровень.

— А когда вы играете перед президентом, вы это делаете с особенным настроением?

— Конечно! У нас есть даже специальные заготовленные моменты, которые первые лица сразу оценивают. Когда мы играем перед Владимиром Владимировичем Путиным, исполняем «С чего начинается Родина..» Шучу, конечно. Но, естественно, у нас есть проверенные композиции, которые производят на публику наибольшее впечатление. Ведь это не целый концерт, а всего 10-15 минут, и мы стараемся за это время исполнить самое лучшее, что у нас есть. Ведь это большая ответственность. Ну представьте, сидят два президента — наш и американский. Они только что разговаривали о ядерных боеголовках, о каких-то насущных проблемах. К примеру, перед Клинтоном в 2000 году мы сыграли три лучшие композиции. Он не ожидал такого от Путина, он мог ожидать концерта Рахманинова или народного хора, но никак не джаза. Мы же джазом не знамениты. Хотя это было рискованно — если бы мы плохо сыграли, он бы подумал, что мы не доросли до их уровня.

О музыкальном образовании и молодых дарованиях…

 — Скажите, а в музыкальную школу вы ходили из-под палки? 

— В детстве мне нравилось… Но ходил я из-под палки. Из музыкантов нравился Николай Левиновский — вот он сидит. И его коллектив Аллегро. В 78 году его услышал и обалдел. Я считал, что кроме Голощёкина джаз играть никто не умеет, оказалось, я был неправ. Наверное единственный случай, когда я был неправ. Шучу.

— То есть вы джаз полюбили еще в детстве? 

— Не то, чтобы в детстве, но в 15 лет когда я перешёл с кларнета на саксофон и познакомился с моим учителем выдающимся саксофонистом советского союза Геннадием Гольштейном, он дал мне несколько джазовых пластинок, свои записи. И я понял, что хочу заниматься этим.

— Вот вы говорите о молодых музыкантах, которым есть к чему стремиться. А вот вам — мэтру — есть куда расти? Какие планки для себя вы ставите? 

— Меня способно научить общение с коллегами. Я самый главный себе критик. Если что-то не получается, я понимаю, что мне надо работать и очень много. Однажды мне один знакомый американский барабанщик сказал: «Тебе остался один шаг до Вейн Шорта, но этот шаг может быть 50 см, а может быть бесконечно огромным». Совершенству нет предела, и мы не останавливаемся.

О несерьезных увлечениях и министре обороны

— Скажите, а на коньках вы катаетесь сейчас?

— Катаюсь конечно! Но я катаюсь вместе с клюшкой. Вчера, например, катался с министром обороны.

— С новым? Или с бывшим?

— С новым, конечно! С Шойгу. Зачем нам бывший? В хоккей играли. Фигурное катание сейчас для меня как-то отошло на второй план. Но если позовут, я как боевой офицер всегда готов,. Если Илюша Авербух позвонит.

— А времени хватает? 

— А времени, ведь, его на самом деле очень много. Просто часто мы тратим его на какие-то ненужные вещи.

— А какие у вас есть несерьезные увлечения? 

— Все, кроме музыки. Музыка — это серьезно, а остальное все — нет. Я играю в разные виды спорта – в хоккей, футбол, теннис. Смотрю телевизор, общаюсь с друзьями. Читаю книги. Могу выпить. Вот мы вчера с друзьями ехали в поезде, взяли пива, вспоминали истории разные. В русских поездах отлично сидеть, разговаривать. Так что мы с удовольствием посидим, выпьем, закусим. Но всё в меру.

— Вы рассеянный человек? Бывает ли, что думаете о музыке и забываете что-то важное?

— Да, всё время.

— А саксофон воспринимаете как живое существо? 

— Мёртвое. Но которое надо оживить. Искусственное дыхание делаю ему всё время. Сакс – это инструмент, я за ним слежу, спал какое-то время когда был маленький. Сейчас с саксофонами больше не сплю. С собой взял три саксофона, я в одной пьесе играю на трёх.

Сейчас бытует мнение, что большинство заработков музыкантов идут от корпоративов. Вы с этим согласны?

Смотря что считать «корпоративом» . Корпоратив и банкет — это разные вещи. Если нас приглашает на свой юбилей какая-то крупная организация, где тысячи человек в зале — разве это не концерт. Эти люди, может быть, не пойдут в консерваторию слушать джаз, а сюда они пришли. И наша задача, сыграть так, чтобы в следующий раз они пошли на наш концерт уже целенаправленно. Даже играя на так называемых «корпоративах» мы не можем пойти против своего естества. Но всё-таки, надо сказать, что мы корпоративам предпочитаем гастроли. Для нас это интереснее.

Портал  vorle.ru

Постоянная ссылка

Автор: Анна Филатова