Игорь Бутман: «Важнее продвигать не себя, а музыку»

В Воронеже дал концерт квартет Игоря Бутмана, считающегося «джазменом номер один» в России 

Саксофонист, переигравший в разное время чуть ли не со всеми звездами мирового джаза, выступавший перед президентами России и США, «торговая марка российского джаза». По его словам, музыкант использует собственную известность для популяризации жанра и развития джазового музыкального образования в России. В первую очередь — собственным примером: посетители фестиваля «Джазовая провинция» смогли убедиться как в выдающемся мастерстве Игоря Бутмана, так и в его удивительной преданности своему делу. Незадолго до концерта маэстро ответил на вопросы обозревателя «Молодого коммунара».

—Вы много раз отзывались с похвалой о «Джазовой провинции», высоко оценивали ее просветительскую миссию, но за десять лет присутствия фестиваля в Воронеже впервые смогли принять в нем участие.

—Я участвовал в концертах «Джазовой провинции», когда мне удавалось состыковать их с гастрольным расписанием моего коллектива. В частности, мы выступали в рамках этого фестиваля в Курске и Брянске. В воронежских концертах «Провинции» участвуем действительно впервые, хотя в Воронеже я выступал и, кстати, именно в зале филармонии. Тем и хорош большой и регулярный фестиваль, что может каждый год представлять зрителю разных артистов. Сейчас наступила моя очередь, значит, какой-то другой музыкант к вам не попал. Насколько мне известно, благодаря фестивалю Воронеж услышал многих сильных джазменов и, будем надеяться, многих еще услышит.

—Как вы оцениваете прогресс «Джазовой провинции» за последние годы?

—Я восхищен тем, чего добились Леонид Винцкевич и его партнеры. К настоящему времени «Джазовая провинция» доказала многим свою значимость. Достаточно увидеть афишу нынешнего фестиваля и увидеть на ней как выдающихся музыкантов, таких, как Эрни Уоттс, так и серьезных спонсоров. Первое и второе тесно связано: чем лучше то, что мы можем показать на сцене, тем больше людей захотят вложить деньги в фестиваль, стать соучастниками этого действия. Леонид Винцкевич — опытный человек, он много раз бывал в США, в Англии и знает, как сделать фестиваль. Мы общаемся, делимся опытом, вместе писали письма спонсорам, искали деньги. В нашей джазовой общине необходимо помогать друг другу, несмотря на то, что у каждого есть собственные интересы, в частности, я сам провожу ежегодный фестиваль «Триумф джаза». Но всякий раз, когда у меня есть возможность замолвить слово в пользу «Джазовой провинции», в частности, по партийной линии, я ей пользуюсь. Нас пока довольно мало, и музыкантов, и продюсеров, и важнее продвигать не самого себя, а нашу музыку.

—Вы известны не только как музыкант, но и как владелец музыкального лейбла «Butman Music Records». Назовите российских джазменов и их проекты, которые вы поддерживаете и продвигаете.

—Первый пример, который приходит в голову, — Леонид Винцкевич, мы выпускаем его пластинку. Мне приятно жить и работать в атмосфере диалога и, пожалуй, здоровой конкуренции с коллегами. Хорошие музыканты, работающие рядом, вдохновляют тебя самого. Из известных и активных музыкантов назову, кроме Винцкевича, Даниила Крамара, Андрея Кондакова, Анатолия Кролла, Давида Голощекина, Александра Беринсона.
Сейчас в джазе работает много интересных молодых музыкантов. Например, саксофонист Дмитрий Мосьпан, который еще в 14 лет играл в оркестре Олега Лундстрема. Сейчас он записал сольную пластинку, вместе с музыкантами из Нью-Йорка, мы выпускаем ее на нашем лейбле. Участница нашего оркестра, тромбонистка Алевтина Полякова, работает над собственными проектами, пишет музыку и аранжировки. Во время недавних гастролей в Бомбее и Дели она произвела сильно впечатление на промоутеров. Назову еще несколько имен: пианисты Иван Фармаковский и Яков Окунь, саксофонисты Константин Сафьянов, Илья Морозов и Александр Сахаров, тромбонист Олег Бородин, трубач Вадим Эйленкриг. 23‑летнего саксофониста Азата Баязитова уже можно назвать мастером. Антон Румянцев и его квартет играют скорее поп-джаз, тем не менее это джаз. Главное для молодых — набирать вес в профессии, соревноваться с лучшими джазменами мира. Скажем, молодой саксофонист должен хотеть превзойти Джошуа Редмана.

—Вы знаете воронежских джазменов нового поколения?

—Я слышал о группе «Нappy55». Еще не знаком с их музыкой, но слышал много хороших отзывов об этом коллективе. Так что послушаю с интересом.

—Вы часто говорите о проблемах музыкального образования.

—Одна из основных проблем в нашем направлении: не существует общепризнанного стандарта качества. У музыкантов классического направления он есть, у них есть Моцарт, Бетховен, Шостакович, Рихтер и подобные ориентиры. У нас же часто музыканты, которые немного умеют импровизировать и играют пару-тройку стандартов, считают, что этого достаточно, чтобы называть себя джазменами и выходить на сцену. Не зная, что такое секвенция, гамма, интонация, композиция. Подобные энтузиасты наносят вред репутации жанра и всем нам. Я, в свою очередь, стараюсь поднять планку повыше, вдохновить других музыкантов нашим примером. На мне лежит ответственность за профессиональный рост молодежи. Качественная музыка может пробить дорогу на самый Олимп.

Я даже вступил в партию «Единая Россия», чтобы что-то делать в музыкальном образовании, чтобы больше молодежи было заинтересовано учиться. Именно этими вопросами я занимаюсь в рамках партийного проекта «Культура и время». Кстати, часто выясняется, что многие проблемы, созревавшие десятилетиями, можно решить в одну минуту, без вмешательства Президента или, скажем, министра культуры. Как и в организации фестиваля, здесь главное — добрая воля и инициатива.

Портал mkommunar.ru

Постоянная ссылка

Автор:  Леонид Диденко

Фото:  Леся Полякова